Вселенная «Готики»
17 июня 2019, 19:10 , , Вселенная «Готики» , Можно прочесть за 16 минут
Первая «Готика» была для меня первой любовью в мире ролевых игр. Мне нравились стратегии, нравились шутеры, а вот ролевые игры как-то проходили мимо, пока мне случайно не дали на выходные диск с первой «Готикой» в прекрасном переводе компании Snowball Interactive. И тогда я внезапно для себя обнаружил, что игры, как книги, могут рассказывать истории – интересные, увлекательные, захватывающие истории, в которых ты выступаешь в роли главного героя.
У компании Snowball Interactive был свой сайт, посвящённый локализациям игр, и был свой форум, собравший сообщество умных, интересных и креативных людей. Социальные сети тогда ещё не набрали свою популярность, интернет был медленным и дорогим (у меня, в частности, и вовсе почасовым (!), по карточкам, которые покупались и активировались отдельно – можете себе представить?), и весь социально активный цвет рунета проводил бессонные ночи на форумах, в беседах и холиварах. А одним из самых больших и активных комьюнити «снежковского» форума было «готическое». На форуме подобралась «группа чувствующих, понимающих, творящих людей, которые расширяли границы собственно Готики» (с) Chimera, которая поставила себе целью создать самый крупный, интересный и творческий русскоязычный сайт, посвящённый «Готике», и с блеском выполнила эту задачу. Так родилась «Миртана».
Это время было золотым веком, эпохой титанов. Неповторимые akmych, Azazel, Bl@ckDembel, Chimera, Drazik, Fatal, Kassia, kRushak, Madrigal, Robespier, Rosh, Strelok, Smart, Vich задавали тон беседам, творили, и заставляли тянуться вверх, к своим недосягаемым вершинам. Они стали для меня своего рода старшими товарищами, идеалами, к которым хотелось стремиться.
И тот я, который сейчас, во многом вырос именно из ведшихся на форуме бесед и холиваров.
С тех пор прошло уже полтора десятилетия. Компания Snowball вошла в состав холдинга «1С-СофтКлаб», сайт их почил в бозе, форум после нескольких виртуальных войн оскудел, обезлюдел, переехал на новый домен и сейчас существует на пожертвования немногих оставшихся старожилов, сообщество как таковое распалось, и даже «Миртана» сейчас существует как памятник самой себе… но тёплые и яркие воспоминания о тех прекрасных годах – живы.
И эта статья – тоже своего рода памятник мегабайтам текстов (большей частью моего авторства, но не только), написанных для «Миртаны» и посвящённых самым разным аспектам игры. Тому, что бы я хотел сохранить – для себя, и для других. «Готика» была важной частью моей жизни. И она всегда будет жить в моём сердце.
Есть игры, в которых мир скуден и однообразен – ты сидишь за компьютером и ты знаешь, что ты сидишь за ним, что сейчас полседьмого, и через тридцать минут будет семь, что завтра – в универ, а послезавтра – к бабушке на пирожки. Но есть такие игры, которые заставляют забыть обо всем, которые погружают игрока в свой собственный мир, которые поражают своей реальностью, которые… сами становятся твоим миром. «Готика» – одна из таких игр.
Первая «Готика»
Установка и настройка игры
С выхода первой части игры прошло уже 18 лет, и она слегка… устарела. С другой стороны, у неё до сих пор есть фанаты, которые запилили ей совместимость с Win7 и Win10, почти подружили с DirectX 11, а также поправили все известные баги и слегка пошаманили над текстурами, чтобы она выглядела посимпатичнее.
Руководства и прохождения
Тем не менее, её почтенные годы дают о себе знать. В частности, управление в ней довольно сильно отличается от управления в более современных играх (изначально «Готика» создавалась для компьютеров без мышки – можете себе представить?), и хотя Gothic Steam Fix от D36 делает управление в игре гораздо более удобным и привычным, всё равно ряд моментов стоит проговорить отдельно.
Сюжет игры тоже весьма отличается (в лучшую сторону!) от современных «коридорных» игр. И иногда ставит в тупик и вгоняет в ступор. Если вдруг такое произойдёт, вам поможет «Путь безымянного каторжника» – самое подробное из имеющихся в рунете прохождений первой части серии игр «Готика».
Справочная информация
К игре создано огромное количество разнообразных «справочных материалов» – описаний интересных мест игрового мира, жителей Колонии, монстров, встречающих в игре предметов, и вообще самых разных аспектов игрового мира. Вступительный ролик оставляет после себя больше вопросов, чем ответов, и ряд неочевидных моментов проясняются в замечательной интерлюдии за авторством Chimer’ы:
Игрок, как и его Безымянный герой, оказывается под Куполом впервые, и постепенно узнаёт все тайны мира, выживающего под магическим Барьером. Освоиться под Куполом вам поможет подробный обзор достойных посещения мест, своего рода «туристический минимум», который обязан выполнить любой уважающий себя игрок:
Отдельно стоит остановиться на трёх Лагерях – центрах социальной жизни Колонии, трёх точках притяжения, в одной из которых рано или поздно окажется любой игрок:
Кто живёт в Минентале? Одни лишь преступники и убийцы? Или среди них попадаются невинные люди? Человек человеку волк, или же и среди каторжан можно найти друзей, готовых разделить последнее, что у них есть? Кто здесь опасен, и чем? Кто, не задумываясь, нанесёт подлый удар в спину, а кто только и сможет сделать, что заболтать вас до смерти (и ещё неизвестно, кстати, что хуже)? Кому можно доверять, а кому — нет? Всё это вам предстоит узнать самим.
Справедливости ради стоит заметить, что некоторым персонажам удаётся жить самостоятельно, не присоединяясь ни к одной из игровых фракций, но персонажей этих можно пересчитать по пальцам одной руки:
Каждый из имеющихся в игре персонажей представляет интерес, у каждого найдётся для вас история. А некоторые даже могут чему-то научить вас, рассказать об этом недобром к новичкам мире, предупредить об опасностях, показать какой-нибудь хитрый приём… наконец, просто потренироваться!
И, конечно же, не стоит забывать про печатное слово: новую информацию можно почерпнуть не только от знающих людей. Книги и документы – ещё один источник информации для настоящего ценителя игры. Кто понял жизнь, тот не спешит. У умного человека всегда найдётся время, чтобы посидеть у костра с томиком стихов, или же покорпеть в библиотеке магов Воды, изучая «Арканум Голум» и всё глубже и глубже погружаясь в мир «Готики».
Кроме внутриигровых текстов, посетители «снежковского» форума написали несколько весьма объёмных (для сетературы) трактатов, расширяющих и дополняющих игровой мир:
С теологической системой мира Морграда тесно увязан и другой важный аспект игрового мира, его магическая система. Лишь немногие способны уйти от простой физической силы, заключённой в человеческих мускулах, и, поднявшись над собой, обрести контроль над самой великой силой — магией, божественной энергией. Что такое «магия»? Какое место она занимает в мире «Готики»? Как она появилась? Какие существуют заклинания? Как ею пользоваться, в конце-то концов?!
Отдельный интерес представляет описание животного мира Колонии. Горы в Рудниковой долине высоки, шахты и пещеры глубоки, леса дремучи, а монстры сильны, быстры и кусачи. Впрочем, справиться с ними опытному игроку не составляет труда.
Игромеханика первой «Готики» позволяет даже самому неопытному игроку, только-только попавшему под Купол и вооружённому одним лишь ржавым мечом, победить самого сильного и здорового из всех монстров. Но это путь для истинных задротов ценителей игры, а остальные, разумеется, не будут пренебрегать доспехами (без которых не обойтись даже лучшему из воинов), оружием (которое сделает процесс зачистики локаций быстрым и приятным), лечебными эликсирами (даже лучшие из лучших иногда пропускают удары…), а также магической поддержкой (в формате волшебных колец и амулетов).
- Броня и доспехи в первой «Готике»
- Оружие в первой «Готике»
- Эликсиры, еда, травки в первой «Готике»
- Кольца и амулеты в первой «Готике»
Ну и наконец, тем, кто не обладает эйдетической памятью и врождённым чувством направления, ориентироваться в Колонии поможет подборка карт (на которых, в частности, указывается, где найти того или иного персонажа, где лежит волшебный эликсир или хорошее оружие):
Между первой и второй…
По начальной задумке, после первой «Готики» должен был выйти своего рода аддон к игре Gothic Sequel, продолжающий и расширяющий сюжетную линию игры. Разрабатывался он всего полгода, и так и не развился дальше ранней альфа-версии (о том, как могло бы выглядеть продолжение первой «Готики» и скачать русскую версию играбельной альфа-версии аддона к первой «Готике» Gothic Sequel можно на форуме Стима), а потом разработчики переключились на создание полноценной второй части. Сначала вышла просто вторая часть игры («Gothic II»), а потом и масштабный аддон к ней, получивший по имени нового злодея название «Готика 2: Ночь Ворона».
- Описание событий, произошедших между падением Купола и воскрешением Безымянного героя
- Судьбы жителей Рудниковой долины
Вторая «Готика: Ночь Ворона»
Установка и настройка игры
Вторая часть получилась гораздо «свежее» первой, как с графической точки зрения, так и в плане управления и внутриигровой логики. С другой стороны, фикс, исправляющий многочисленные ошибки и баги и «доводящий её до идеала», весит ровно в два раза больше.
Руководства и прохождения
Сюжет игры, наоборот, стал сложнее и насыщеннее – по крайней мере, в первых двух с половиной главах. А прохождение, соответственно, гораздо объёмнее и интереснее.
Справочная информация
Ко второй «Готике» также написано немало справочных материалов, от описаний интересных мест и вплоть до гайдов по оптимальной прокачке героя. Мир стал больше, мир стал насыщеннее, а явления, раньше остававшиеся «за кадром», начинают проявлять себя и в самой игре.
- География мира Мограда
- Обзор провинции Хоринис
- Обзор города Хориниса
- Обзор Рудниковой долины (Миненталя)
- Обзор Долины Зодчих (Яркендара)
Ещё больше помогают погрузиться в мир разбросанные тут и там книги, манускрипты, скрипты и простые записки, рассказывающие о героических – или, наоборот, обыденных – сторонах жизни на этом острове.
Хоринис густонаселён людьми и представителями иных рас (орками, людьми-ящерами, гоблинами и, с некоторой натяжкой, гарпиями), и все они находятся в сложных социальных отношениях друг с другом.
Кто-то из жителей острова поделится с вами историями из жизни, кто-то попросит помочь по хозяйству (к слову, квесты неплохо продуманы, практически не повторяются, часто имеют несколько путей решения и в целом создают атмосферу по-настоящему живого мира), а кто-то научит Безымянного героя чему-то новому.
Хотя, научиться можно и самостоятельно – читая древние книги, собирая скрижали и каменные таблички, и даже – что весьма неожиданно – употребляя в пищу определённые продукты.
Раз уж речь зашла о повышении базовых характеристик героя, таких как сила, ловкость, или там запас магической энергии, стоит упомянуть и другие способы защититься от превратностей судьбы:
- Оружие во второй «Готике: Ночи Ворона»
- «Коготь Бельджара» (оружие настолько уникально, что заслужило отдельную статью)
- Броня и доспехи во второй «Готике: Ночи Ворона»
- Кольца, амулеты и пояса во второй «Готике: Ночи Ворона»
- Алхимия, травки и эликсиры во второй «Готике: Ночи Ворона»
- Магическая система во второй «Готике: Ночи Ворона»
Вооружённый остро заточенным мечом, одетый в крепкий доспех, экипированный защитными кольцами и амулетами, Безымянный герой без страха выходит против самых могучих монстров Хориниса.
Кстати о монстрах, животный мир острова весьма разнообразен, и многие из неразумных его обитателей представляют нешуточную угрозу для человека, забредшего в тёмную чащу или глубокую пещеру.
- Бестиарий Хориниса, Рудниковой долины, Яркендара и Ирдората
- Тактика боя с монстрами во второй «Готике: Ночи Ворона»
Ну и последняя из статей – подборка карт всех задействованных в игре локаций, с указанием местонахождения персонажей, местоположением ценных эликсирова, колец, амулетов, оружия и много чего другого.
Что дальше?
А дальше была третья «Готика», выпущенная недоделанной и сырой, и совершенно непохожей на первые две части.
Нет, по-своему это неплохая игра, но вот атмосферы, сюжета, желания жить в игре – всего того, что делало «Готику» готикой, в ней нет. И лично для меня серия закончилась на аддоне «Ночь Ворона» и многочисленных фанатских модах.
Студия Piranha Bytes до сих пор существует, однако состав её сменился чуть менее, чем полностью, и каких-то новых прорывов и игр от неё уже никто не ждёт. Первый «Risen» был ещё ничего (хотя, по традиции, прекрасная первая глава сменилась ужасными коридорными последующими главами), а вот все последующие игры звёзд с неба не хватали от слова совсем. И здесь, пожалуй, стоит поставить точку прекрасным немецким видео на тему Piranha Bytes, JoWood, Risen и Gothic (и не закрывайте окно, когда пойдут финальные титры!) .
Творчество «по мотивам»
«Готика» это, без преувеличения, целый мир, огромная вселенная, в которой найдётся место каждому. Она привлекла (и продолжает привлекать) огромное количество творческих людей, талантливых в самых разнообразных областях. Кто-то пишет рассказы «по мотивам» (и даже целые книги), кто-то делает скриншоты интересных мест (по красоте своей не уступающие иным картинам), кто-то рисует (на бумаге или планшете), а кто-то даже и поёт (и это, на мой взгляд, высшее из всех проявлений таланта).
AAR’ы (After Action Report) по «Готике»
- Турнирное прохождение – Путь Рыцаря. AAR по первой «Готике»
- Турнирное прохождение – Путь Жирафа. AAR по второй «Готике: Ночи Ворона»
Проза «Готики»
- Бегущий по лезвию
- В чём сила, брат?
- Одиночество воина
- Хроманин
- Утро под Барьером
- История одного приключения
- Педро Второй. Страж ворот монастыря в Хоринисе
- Как рыцарь средних лет собирался на драконов
- Пабло. Ополченец Хориниса
- Старик и дети
Поэзия «Готики»
Музыка «Готики»
- Gothic Tribute
- Ах, если бы сбылась моя мечта…
- Баллада об одиноком герое
- Песни Миртаны
- Саундтреки ко всем играм серии
Прочее
Моды к «Готике»
«Готика» настолько интересна, что даже спустя восемнадцать лет после её выхода многочисленные энтузиасты продолжают мастерить под неё моды или даже создавать на её основе свои собственные игры. Готическое «комьюнити» – своего рода вещь в себе, давно уже растущая и развивающаяся совершенно самостоятельно.