Скалолазание на горе Верблюд (Жигулёвские горы)
15 мая 2017, 22:18 , , Активный отдых , Можно прочесть за 9 минут
Моим третьим опытом скалолазания стала поездка на вторых майских праздниках в природный парк «Самарская лука», часть Жигулёвских гор. В этом месте течение Волги отклоняется горным отрогом, образуя излучину, так называемую «луку», а вертикальные двадцати-тридцатиметровые скальные обрывы замечательно подходят для занятий скалолазанием. Неподалёку находится село Ширяево с музеем Репина (располагающемся в доме, в котором Илья Ефимович писал своих знаменитых «Бурлаков на Волге»), пещеры с крупнейшей в Европе колонией рукокрылых (то есть, летучих мышей), а также куча других интересных и стоящих посещения мест.
Поскольку этот выезд входил в нашу программу подготовки альпинистов, наша дружная компания насчитывала чуть ли не полтора десятка человека, и мы полностью занимали один из так называемых «секторов» – условных участков, приспособленных для скалолазания.
Парк сам по себе довольно большой. но нас интересовала исключительно прилегающая к реке обрывисто-скальная часть. Вдоль берега к горе Верблюд и собственно скалам ведёт проезжая дорога, которая в конце заканчивается расчищенной автостоянкой; а вот дальше уже нужно подниматься пешком, по крутой горной тропочке. Воды наверху нет, так что либо берёшь запасы с собой, либо набираешь из Волги и кипятишь. Въезд в парк условно-свободный: шлагбаумов или заграждений нет, но нахождение на территории – платное: на въезде стоит будочка, в которой продаются билеты. По ночам она, естественно, не работает, и билеты за нас-полуночных-странников пришлось покупать второй группе, прибывшей в более удобоваримое время.
Стоит отметить, что скалы и прилегающая к ним местность – популярное место отдыха у самарцев, и собственно скалолазов вокруг нас была хорошо если треть; остальные же просто приехали пожарить шашлыки на природе и распить водочку под музычку – и то, что магнитолы, колонки и аккумуляторы к ним нужно было переть снизу на своём горбу, останавливало далеко не всех.
Интересно, что костры разжигать формально запрещено: пожароопасная обстановка, все дела, но егеря появляются днём в районе обеда, а вечером можно, по сути, заниматься чем угодно. Но это вечером, а вот обед изволь готовить на газу, ибо может придти контроль и впаять штраф по пять килорублей на нос. Мы этот момент не отследили, газа с собой взяли мало, и тем самым организовали себе развлечение: приготовь завтрак, затем сразу приготовь обед, с тем расчётом, чтобы днём нужно было только его разогреть, ну а ужин был уже полноценным костровым.
В готовке очень помогли строительные порывы нашего неугомонного Стаса: приехав вечером первого дня, он сразу же принялся за обустройство очага, на котором мы приготовили ужин, а уже на второй день у нас была вполне приличная каменная печь, с отделением под угли, поддувалом и дыркой-»горелкой» под дно котелка. На каменной печке, сохраняющей в себе весь жар, готовка шла быстрее – но и шанс запалиться был выше, собственно, мы даже и спалились пару раз – просто егеря решили не применять к нам серьёзных мер, ограничившись предупреждениями.
Погода очень радовала солнышком и отсутствием как дождика, так и комаров (насколько я понимаю, комаров с этого склона просто-напросто, сдувает ветром), так что все дни прошли максимально продуктивно.
Скалы, на которых мы тренировались, состоят из известняков и доломитов, и в XVIII-XIX веках использовались для добычи известняка каменно-столбовым методом: в толще каменного массива прокладывалось несколько штолен, из которых с помощью взрывчатки и кирок производилась выработка. Кое-где на полу штолен остались заржавелые рельсы, металлические крепы, а в одном месте даже лежит разломанная вагонетка. Кстати, по дороге находится огромный карьер, в котором известняк добывают и посейчас – открытым методом.
Скальный массив разбит на своего рода «сектора», разделённые между собой заросшими участками неосвоенных, либо просто непригодных к лазанию скал. Скала обрывается вертикально, или под небольшим отрицательным углом, что добавляет остроты и сложности. Наверху обрыва, метрах в двадцати пяти-тридцати, располагается нависающая землянистая кромка и растёт лес, так что маршруты все с чисто техническими финишами, без вылаза наверх. Всего маршрутов разработано около пятидесяти, категории от 5с до 8с, все они проходятся либо с верхней, либо как минимум с нижней страховкой. По стене, в определённых местах, вкручены шлямбура, за которые цепляются оттяжки, через которые, в свою очередь, пропускается верёвка. Тот, кто лезет первым, лезет с нижней страховкой по схеме: влез на уступчик, закрепился, повесил оттяжку, продел в неё верёвку, полез выше, и так до самого верха, где организуется станция. Таким образом, если человек срывается, то летит не до низ, а где-то метр-три до оттяжки – приятного в таком падении мало, но здоровью, по большому счёту, ничем не грозит.
Все маршруты подписаны краской и, в принципе, достаточно чётко определяются по линии забитых шлямбуров
Сверху, как правило, организована станция с цепью на двух шлямбурах, это и есть верхняя точка.
По негласной договорённости, маршрут считался пройденным, если удавалось дотронуться рукой до цепи или одного из верхних шлямбуров: после этого со спокойной душой можно было командовать «Вниз!» и медленно и плавно спускаться обратно на землю.
Если кому интересно, то по ссылке – гайд по маршрутам «Жигулей» (гора Верблюд, рядом с селом Ширяево).
Лично мне удалось пролезть все маршруты, категорированные как 4-ки и 5-ки, и два маршрута, категорированные как 6а. Не с первой попытки, где-то даже приходилось слегка читерить – отдыхать, повисая на верёвке, что вообще говоря правилами спортивного скалолазания запрещено… но усилия вознаграждались эмоциональным подъёмом, который настигал на верхней точке маршрута .
Для меня категорийность маршрутов определялась следующими параметрами:
- если маршрут пролезается в кроссовках, это «четвёрка»;
- если лезется относительно легко, но нужны скальники, то «пятёрка»;
- если лезется с большим трудом и не с первого раза, то «шестёрка»;
ну а «семёрки» и выше, как правило, завершались уже на этапе «как здесь вообще занять стартовую позицию??!»
В отличие от камышинских «Ушей», скалы образованы не крошащимся песчаником, а достаточно гладким и прочным известняком: они более гладкие на ощупь, хуже держат ненамагнеженные пальцы, но зато не так сильно обдирают кожу. Ну и всё-таки, двадцать метров маршрута на ширяевских скалах, это не два метра на скалах камышинских: это интереснее и сложнее.
Место очень красивое, и не только своими скалами. С «Верблюда», наивысшей доступной панорамно-обзорной точки, открывается очень красивый вид на Волгу и городок на противоположном берегу, особенно красивый в закатных лучах. Закаты на Волге это вообще просто космос! Красивее, говорят, только закаты на море…
Выше по скале растёт умеренной плотности лес, с красивыми цветами и местами туристических стоянок (интересно, что многие из кострищ обложены весьма крупными камнями – не лень же было кому-то тащить их вверх по склону!) Плато возвышается над Волгой на сорок-пятьдесят метров, но обзорных точек в пределах досягаемости так не нашлось.
Достойны упоминания и заброшенные штольни: общая их протяжённость – несколько километров, и известняка из них в своё время добыли целую кучу. В одном месте они пересекаются с естественными пещерами, в которых живут летучие мыши – более 30 000 особей, самая крупная колония в Европе – но, по понятным причинам, доступ туда перекрыт металлическими решётками. Впрочем, отдельные экземпляры выбирают для своих зимовок-ночёвок и общедоступные штольни, подтверждением тому фотографии. С нами ездила биолог, написавшая диссертацию как раз по этому колонии мышек, рассказавшая нам много чего интересного.
Штольни – своего рода гигантский природный холодильник: в отдельных местах (видимо, где есть какие-то сквозные проходы для воздуха) стоять рядом с ними в принципе невозможно: сифонит холодным ветром, так что чуть не сдувает, как будто под струёй мощного такого промышленного кондиционера.
В глубине штолен находятся два интересных флешмоб-экспоната: памятник Чёрному Альпинисту, популярному герою фольклора. Рядом лежит-отдыхает другой фольклорный герой, Чёрный Спелеолог. По легенде,
Впрочем, есть и другие варианты легенды, а также байка про Чёрного Спелеолога.
Впрочем, байка или нет не так важно, а вот своеобразный почтовый ящик в пещере – вполне настоящий: можно оставить своё письмо, или прочитать письма предыдущих посетителей. Не возбраняется и оставить скромное подношение Чёрному Альпинисту и Спелеологу, на удачу .
Резюмируя, Ширяевские скалы – очень интересное место как для занятий, так и просто для отдыха в выходные или праздничные дни. Красивая природа, отсутствие городской суеты, свежий воздух… разве можно придумать отдых лучше и здоровее?)
Комментарии [6]
10 мая 2017, 22:44 , Юлия
Очень красиво и живописно!!! Налазались?)
10 мая 2017, 22:48 , Александр
Юлия, пальцы в кровь, суставы в хлам))
10 мая 2017, 23:08 , Юлия
Александр, это же отлично)) Молодцы!!!
11 мая 2017, 00:38 , Анастасия
Это где такие скалы?
11 мая 2017, 08:04 , Александр
Анастасия, парк “Самарская Лука”, рядом с Самарой)
11 мая 2017, 10:58 , Анастасия
Александр, здорово, я подумала,что у нас в области где-то, может быть)