Моя маленькая персональная страничка в большом-пребольшом интернете :)
Снегокалипсическая саратовская зима 2018/19 года
13 марта 2019, 15:37,,О жизни,Можно прочесть за 14 минут
Я так люблю все эти видосы: «щеночек впервые видит снег!», «ребёнок впервые видит снег!» Где такое же про то, как российские коммунальные службы впервые видят снег?
Зима в Саратове в этом году выдалась очень суровой. Как выражаются синоптики, «Саратов стал точкой столкновения северного и южного воздушных фронтов», в результате чего вся влага, которая содержалась в тёплых океанических воздушных массах, выпала конкретно здесь, на наш многострадальный город.
Как видно на иллюстрации, в Саратове снега выпало в два раз больше, чем в среднем по области, и в четыре раза больше, чем обычно. Но выпавший снег – только половина беды, которая, совместившись со второй половиной – организационной импотенцией, бездействием и пофигизмом власти – образовала самую натуральную снежную катастрофу. Хронику самых тяжких дней борьбы со стихией, выживания несчастных жителей нашего города, можно прочитать под спойлером.
Прочитать хронику снегокалипсиса:
2018-й год
7 декабря. Утро в Саратове началось с девятибалльных пробок. Днем житель города, решив помочь коммунальщикам, переоборудовал джип в снегоочиститель и вышел на расчистку улиц.
10 декабря. Наличие проблем с уборкой снега признал губернатор Саратовской области Валерий Радаев.
12 декабря. Из-за гололедицы после ледяного дождя в областном центре снова образовались пробки. «Я что, плачу 26 рублей, чтобы стоять в автобусе в пробках?», — возмущались горожане в социальных сетях. «Постарели уже», «покормите моего пса», «потому что Саратов», — комментировали затор другие саратовцы.
13 декабря. Семибалльные пробки образовались в городе уже к 18:30. В городе начался снегопад. Полицейские начали просить неопытных водителей оставаться дома.
14 декабря. Из-за снежной каши на дороге энгельсский автобус снесло в кювет. В тот же день на проспекте Строителей другой автобус протаранил пешеходное ограждение после столкновения с внедорожником. Саратовцам предложили обращаться в прокуратуру в случае, если тротуары остаются заснеженными спустя три часа после метели.
17 декабря. В городе ухудшилась ситуация с сосульками. Саратовские бизнесмены были вынуждены убирать наледь за свой счет. То, что положение дел неутешительное, признал глава Саратова Михаил Исаев.
24 декабря. Градоначальник велел подчиненным «использовать все ресурсы для уборки снега» и призвал «не допустить транспортного коллапса». В тот же день в областном центре куски льда упали с крыши торгового комплекса и обрушили вывеску на входе в магазин. В городе за сутки произошло 68 ДТП.
25 декабря. Сотрудники облспаса вызволяли застрявшие на трассах региона фуры с помощью бронетранспортеров. Из-за неубранного снега врачи «скорой» не могли добраться до пациентов и больниц. Валерий Радаев ругал подчиненных, обещая им, что если крыши домов не будут очищены от снега, «вслед за падением льда полетят чиновники». «Все факты, о которых пишут СМИ, вопиющие. Мы получаем негатив накануне Нового года. Могу сказать, что имеет место непрофессионализм ответственных служб», — отметил глава региона. Вечером саратовцы снова были вынуждены стоять в 10-балльных пробках. Они винили в происходящем губернатора и судьбу.
26 декабря. Город вновь накрыл снегопад. Метель началась с утра. Пока весь Саратов утопал в снегу, коммунальщики активно расчищали тротуар у здания правительства. Гигантские пробки в городе не рассосались и днем. Горожане попытались пересесть на трамваи, однако в полдень на улице Вавилова скопились вагоны, следующие по маршрутам № 3, 9, 10 и 11. В пробке также встали троллейбусы маршрутов № 2, 2а и 16. Спустя некоторое время «тройки» скопились на 5-й Дачной. Таким образом, горожане не могли уехать на этом трамвайном маршруте ни из центра, ни из Ленинского района. Кроме того было прервано движение трамваев, следовавших по маршрутам № 4 и 6.
27 декабря. Начальник отдела комитета дорожного хозяйства администрации Саратова Владимир Мисевичус объяснил причину медленной расчистки тротуаров. По его словам, в городе должны были работать 6-7 тысяч дворников, а вместо этого на улицы выходило около 150 рабочих.
29 декабря. В Саратове на нерасчищенной дороге застрял снегоуборочный КамАЗ. К тому времени горожане начали посвящать пробкам стихи.
30 декабря. Очищать Саратов от снега приехали 300 машин из районов области.
2019-й год
1 января. На 159-м километре дороги Сызрань — Саратов — Волгоград — Пристанное — Ершов — Озинки столкнулись ВАЗ-2110 и Nissan Qashqai. В результате погиб водитель ВАЗа.
2 января. На трассе Сызрань-Саратов-Волгоград в Воскресенском районе произошла автокатастрофа. Около села Синодское столкнулись автобус, следовавший по маршруту № 602 Балаково-Саратов, и легковой автомобиль Ford. Погибли двое мужчин и две женщины, которые находились в салоне легковушки. Чуть позже на трассе Сызрань — Саратов — Волгоград произошла массовая авария с участием Ford Fusion, Ford Focus, BMW X3 и «Лада Гранта». В ДТП пострадали семь человек, один человек погиб.
4 января. Сотрудники УГИБДД по Саратовской области рекомендовали неопытным водителям не выезжать на трассы, расположенные за пределами города, в связи «с чередой недавних аварий с трагическими последствиями». Позднее дорожные полицейские областного центра тоже призвали саратовских автомобилистов не садиться за руль. Из-за плохой погоды задерживали поезда, отправляющиеся из Саратова. Глава Саратова Михаил Исаев провел рейд, после которого признал, что для уборки «колоссального объема снега» не хватает муниципальной техники.
9 января. Мэр Михаил Исаев добирался на работу на автобусе № 6 из Заводского района города и провел в дороге более 2 часов. Градоначальник опоздал на брифинг в администрации. Во время общения с журналистами он сообщил, что для своевременной уборки снега нужно потратить миллиард рублей на покупку техники. Днем о наледи в Саратове рассказывали в федеральных СМИ. Вечер первого рабочего дня ознаменовался 10-балльными пробками. «Убирать надо уже не снег, а губернатора», — писали саратовцы в приложении «Яндекс. Транспорт».
10 января. В пробках саратовцы начали просить помощи у Бога и Брюса Всемогущего, а также пытались построить бизнес и личную жизнь.
11 января. Из-за десятибалльных пробок автохамы начали массово объезжать заторы по трамвайным путям. В результате они застревали на рельсах и усугубляли дорожную ситуацию. Зимний Саратов показали на канале Euronews и в американской газете New York Post.
12 января. После метели в Саратове рухнул козырек над входом в главный корпус вуза ССЭИРЭУ имени Плеханова.
13 января. В Заводском районе рухнувший снег повредил крышу иномарки.
14 января. Коммунальщики разбили вывеску во время очистки крыши от снега на проспекте Кирова. Выяснилось, что потребность города в специализированных машинах закрыта примерно на 60 процентов. Всего Саратову нужно 536 единиц техники. Из них 300-350 — снегоуборочные машины. Возможностей для приобретения спецтехники в полном объеме у муниципалитета нет. При этом более 200 единиц городской специализированной техники из имеющихся 360 могут в ближайшее время уйти за долги банкротящегося МУПа.
15 января. В областном центре снова пошел снег, и жителям Юбилейного пришлось идти по Усть-Курдюмскому шоссе пешком, так как автобус забуксовал на пологом склоне. Саратовский митрополит Лонгин тоже застрял в пробке в Юбилейном и пропустил службу. В это время на селекторном совещании у губернатора Валерия Радаева министр здравоохранения области Наталья Мазина рассказывала, что с начала года в регионе от падения сосулек пострадали 5 человек, в том числе один ребенок. На улице Навашина сорвавшаяся с кровли жилого дома глыба льда помяла иномарку.
16 января. Саратовцы в пробках стали прощаться с жизнью. В Заводском районе города упавшая сосулька сломала трубу, из-за чего горожане остались без газа. В Солнечном рухнувший с крыши многоэтажки сугроб повредил припаркованную машину. В Юбилейном упавший снег серьезно помял иномарку. В центре города рухнувший козырек над столовой завалил вход в магазин. Горожане начали продавать снег на Avito с отправкой в «нуждающиеся регионы». Глава Саратова провел совещание, на котором главный синоптик региона Михаил Болтухин предупредил его, что «впереди половина зимы со всеми ее прелестями». Тем временем на федеральном телеканале «Россия 24» в программе «Факты» показали сюжет о «снежном апокалипсисе» в Саратове. Журналисты назвали метели «настоящим стихийным бедствием в Поволжье» и отметили, что высота снега в Саратове составляет 68 сантиметров — больше, чем в Воркуте и Норильске. Ведущая федерального канала заявила, что Саратов оказался в месте столкновения очень влажного Черноморского воздуха с более холодными воздушными массами северной Атлантики. Вечером сотрудники ОГИБДД по Саратову сообщили, что за день в областном центре произошло 95 дорожных аварий.
17 января. В саратовском аэропорту задерживали или отменяли рейсы. На улице Лунной из-за снега обрушился козырек подъезда. Вход в дом оказался заблокирован, жильцам пришлось копать «нору», чтобы выбраться. Похожий случай произошел в доме № 54 на улице Миллеровской — там также рухнул козырек подъезда и заблокировал вход в дом. Михаил Исаев доехал до работы из поселка Агафоновка на маршрутном такси № 58. Мэра впечатлили «отвратительное» состояние автобуса и хамское поведение водителя. Позднее грубому водителю маршрутки, в которой ехал мэр Саратова, сделали выговор за недостойное поведение. Поездка саратовского мэра на маршрутке попала в федеральные топы и стала объектом шуток. Стоящие в пробках горожане стали призывать «гнать в шею этих управленцев». Зампред правительства Саратовской области Роман Бусаргин провел брифинг, на котором рассказал, что 16 января из-за метели и почти нулевой видимости оказались блокированы подъездные пути к селам Алгайского, Воскресенского, Дергачевского, Ершовского, Новоузенского, Татищевского, Питерского, Федоровского, Хвалынского районов. По данным Бусаргина, к 19:00 среды были закрыты 26 дорог (большая часть из них — подъезды к селам). «Для режима ЧС нужно наличие определенных факторов. Например, негативные экономические, физические, материальные последствия. Та ситуация, которая сложилась, не носит характер чрезвычайной», — отметил чиновник. Он заверил, что власти справятся со снегопадом, который ожидается 21 января. Следом за Бусаргиным заместитель начальника ГУ МЧС по Саратовской области по антикризисному управлению Алексей Костюк подтвердил, что чрезвычайных ситуаций из-за снегопадов в губернии не было. «В области в расчистке трасс задействовано 893 единицы техники. По данным на 9:00 четверга, 17 января, никаких ЧС и крупных происшествий из-за погоды не было. В состоянии готовности находится группировка сил и средств ГУ МЧС, мобильный пункт обогрева и городок жизнеобеспечения правительства региона», — отчитался полковник Костюк. Выяснилось, почему в областном центре не вводят режим ЧС и не привлекают военных к уборке снега. По словам представителей власти, о чрезвычайном положении можно объявлять, если за 12 часов выпадет не менее 20 мм осадков. При этом 16 января в областном центре за 12 часов выпало 14 мм осадков.
18 января. В региональном гидрометцентре сообщили, что в ближайшие дни регион снова накроет снегопад…
А из личных впечатлений могу сказать, что никогда на моей памяти, даже на рубеже 90-х и 00-х, не было в городе такой жопы. Последние две недели перед новогодними праздниками город простоял в 10-балльных пробках, которые начинались в 7 часов утра и заканчивались в 9 часов вечера. Половина машин во дворах стояла просто брошенная, засыпанная кубометрами снега: хозяева, видимо, решили передвигаться на общественном транспорте – или вовсе сидеть дома. Дороги сузились вдвое, а местами и больше – крайние полосы занимали снежные отвалы метровой и более высоты. А там, где были хоть малейшие подъёмчики, намертво застревали перегруженные фуры, блокируя движение всем. Трамваи не могли выехать из депо, троллейбусы не могли развернуться на неубранных улицах, автобусы буксовали и сокращали маршруты, а жители шли пешком. Пешкарус стал самым быстрым видом транспорта. А самое главное, не было даже попыток убрать хоть что-то: за две недели до Нового года я видел снегоуборочную технику ровно два раза – одинокие камазы вывозили снег с Театральной площади и создавали картинку для телевизора.
Потом наступил Новый год, я уехал в Крым, а когда вернулся, ничего не изменилось: новогодние праздники власти потратили на что угодно, только не на уборку города. Всё стало только хуже: снежные колеи превратились в ледовые, ассортимент в магазинах снизился раза в два (фуры с продуктами не могли добраться до занесённого снегом города), а город в целом начал напоминать содержимое игрушечных «снежных шаров». Отчаявшиеся автовладельцы начали ездить по трамвайным путям, застревая на них и блокируя этот последний оплот общественного транспорта. От снега ломались крыши заправок, машины врастали в циклопические сосульки, креативные жительницы начали устраивать фотосессии, а их мужья – продавать снег на Авито нуждающимся регионам.
Особенно интересно было ходить по разным путепроводам. В январе меня занесло на мост на Стрелке (это был один из типичных воскресных (!) дней, когда автотранспорт стоял в 10-бальных пробках, а трамваи стояли в своих депо, а тракторы с огромными колёсами безуспешно пытались почистить им рельсы), и должен сказать, что ощущение, когда ты идёшь по мосту, идти неровно, скользко, а защитное ограждение находится у тебя где-то в районе колен, а под тобой высоковольтные провода, десять метров полёта и железнодорожные пути, весьма… специфическое.
Лучше всего было на Кумысной поляне: снегопады сделали деревья похожими на лес с новогодних открыток, настоящий рай для тех, кто любит лыжи и походы на них. По моим замерам, толщина снега на Кумысной поляне во время той прогулки была больше метра, и без лыж, снегоступов или на худой конец снегоходов там делать было, в общем-то, нечего.
Саратов показывали по федеральным каналам, и даже по «Евроньюс». Но ничего не помогало, город продолжал утопать в снегу. И только к началу февраля появились какие-то подвижки: в городе начали иногда видеть снегоуборочную технику, камазы начали возить снег с улиц на специальные площадки, отдельные коммунальные компании по чуть-чуть начали убирать тротуары. И в целом, к началу марта, с активной помощью жаркого весеннего солнца, коммунальщики наконец смогли ликвидировать основную часть последствий декабрьских снегопадов.
И пусть на обратном пути мы пробирались через овраги по пояс в снегу, зато уже на следующий день после ритуального сожжения Масленицы пошёл хороший весенний ливень, воскресивший в нас веру в весну, яркую зелень, жаркое солнце и поющих в пять утра под окном птичек . Зима, уходи!)