Уральск: пока ещё Россия
31 августа 2016, 21:54 , , Города и страны , Можно прочесть за 11 минут
Лето, июль и настроение, когда хочется всё бросить и сменить обстановку, хоть на пару дней. Вот три причины, по которым в одни из июльских выходных меня занесло в Уральск: город, затерянный в казахстанских степях. Ехать до него недалеко, всего около шести часов на автобусе или на поезде (в принципе, можно и на машине, но лучше не стоит), но в то же время он достаточно отличается от Саратова, чтобы ощутить погружение в иной мир.
Причём начинается это погружение постепенно, исподволь, с увеличения размеров дорожных колдобин. Дорога Саратов->Уральск линейно ухудшается с каждым пройденным километром. До Мокроуса ехать, в принципе, ничего, ближе к Ершову уже начинаешь на дорогу ругаться, перед Озинками начинаешь всерьёз бояться за целостность подвески, а потом проезжаешь погранпост на границе и понимаешь, что впереди – полный Казахстан. Участок от границы и до города это полная жесть: рядом с официальной дорогой проложена трасса прямо через поле, и через поле ехать получается реально быстрее. И если «туда» я ехал на автобусе, то «обратно» сразу же купил билеты на поезд: пусть жарче и неудобней, пусть без кондиционера, но хотя бы по рельсам, а не по асфальту, больше напоминающему массажный коврик.
Город стоит на реке, точнее на берегах двух рек, Урала (бывший Яик) и Чагана, но присутствие воды не чувствуется от слова совсем, и засохшие деревца по обочинам трасс это подтверждают. Степь это степь, травяная, сухая и пыльная – последней по ощущениям даже больше, чем в нашем родном Саратове.
Уральск (до 1775 года – Яицкий городок, переименован по указу императрицы Екатерины II по итогам разгрома восстания Емельяна Пугачёва) возник на границе России как крепость для контроля территории, скотопрогонных и караванных путей, место концентрации ясака (дани), торговли и взаимодействия русской цивилизации с кочевыми племенами Великой Степи. Учитывая торговое и военное прошлое города, населяет его весьма причудливая смесь национальностей, но два основных народа, естественно, русские и казахи.
Так же надвое делится и религия: в городе примерно поровну православных храмов и мусульманских мечетей. Интересно, что первые мечети построены православными казаками: в то время в Поволжье проводилась политика притеснения и обрусечивания инородцев и иноверцев, и мусульмане облагались дополнительными налогами и запретами. И те, и другие храмы красивые и впечатляющие.
На левой фотографии – Храм Христа Спасителя, построенный в память 300-летия служения Уральского казачьего войска России. Заложен он был в 1891 году в присутствии цесаревича – будущего императора Николая II, совершавшего образовательное турне по державе, а закончен и освящён в 1907 году. В советское время в храме размещался музей атеизма (большевики имели хорошее чувство юмора), а также планетарий; в 1990 году «под давлением общественности» возвращён Русской Православной церкви. Интересно, что при храме до сих пор действует воскресная школа – говорят, старейшая в городе.
На фотографии справа – уральская Новая мечеть, открытая в 2005 году. Любопытно, что собирали её, что называется, «по кусочкам»: витражи величественного купола заказывались в Италии, ковры, которыми устланы залы (полы, кстати говоря, с подогревом), доставлены из Франции, белый мрамор, пошедший на отделку, импортирован из Китая. Местного производства разве что кирпич, и то не факт. Вместимость мечети составляет порядка полутора тысяч человек.
Что касается самого города, то он одновременно похож, и непохож на Саратов. Его нельзя назвать «типичным российским» городом, но вполне можно назвать «типичным постсоветским». Отдельные улочки выглядят так, что и не скажешь, снято это в Уральске или каком-нибудь провинциальном Вольске: они полны атмосферой позднего СССР. С другой стороны, где-нибудь в «типично советском» дворике вполне можно встретить припарковавшуюся «скорую помощь» с непривычной цветовой схемой и названием Ambulance.
В то же время, есть и свой местный колорит. Так, например, приёмная комиссия местного вуза заседает прямо на улице, под навесиком, в десяти метрах от ларька по продаже газировки.
А большая часть городских дорог перекрыта ради идущего масштабного ремонта: асфальт срывается вместе с гравийной подушкой, и укладывается заново, вместе с тротуарами, бордюрами и ограждениями.
Формально Уральск принадлежит Казахстану, но по духу – пока ещё – город русский. Примерно как Севастополь, Донецк, Луганск, да в общем-то и Киев тоже. Вывески на двух языках, но преобладают русскоязычные; речь тоже в большинстве случаев русская. Хотя временами на улицах попадаются интересно одетые женщины: вся в чёрном, закутанная по самые уши, только осталась узенькая полоска для глаз, зато с модными аксессуарами – чёрными кедами, сумочкой, перчатками, телефоном…
История города подаётся в основном через призму Пугачёвского восстания, и работ писателей, проезжавших через этот глубоко провинциальный город.
Самый интересный из музеев – организованный в советское время музей, посвящённый восстанию Емельяна Пугачёва, неофициально прозванный «Пугачёвским домиком». На самом деле, дом принадлежал уральскому казаку Петру Михайловичу Кузнецову, предположительно – отцу Устиньи Кузнецовой, жены Емельяна Пугачёва. История их свадьбы заслуживает отдельного упоминания: с первого раза не получилось, священник отказался венчать лжецаря Петра III и яицкую казачку, и был сброшен с церковной колокольни. Следующий кандидат, священник Сергей Михайлов, оказался более молод и менее принципиален, и таки провёл венчание.
Во времена Екатерины восстание считали бунтом и разбоем, при советской власти – началом науионально-освободительного движения против царской власти, сейчас независимые казахи его считают протестом против российской колонизации, но помнят его до сих пор, хоть и по-разному преподносят.
Дом представляет собой типичную казацкую избу XVIII века: стены сложены из брёвен, крыша из тёса. Во дворе организована выставка хозяйственного инвентаря того времени: рыбацкая лодка, сани, предметы промысла.
Внутреннюю экспозицию представляют картины, документы, личные вещи. Отдельный угол занимает «трон» Емельяна Пугачёва, который использовался для разных официальных мероприятий, принадлежавший ему бронзовый колокол, флаг, использовавшийся бунтовщиками, и многие другие интересные, в том числе – личные, вещи.
Напротив трона символично установлен макет чугунной клетки, в которой Пугачёва везли в Москву на казнь.
Музей Александра Сергеевича Пушкина
В любом уважающем себя советском городе были две вещи: памятник Ленину и музей Пушкину. Не стал исключением и Уральск. Памятник в ходе пертурбаций распада Советского Союза снесли, а вот музей, наоборот, оставили и расширили.
Каких-то значимых фактурных вещей в музее нет; разве что аутентичная обстановка – но все эти рояли и кабинеты можно осмотреть и в других местах. Основную же часть экспозиции составляют перекидные книги, с листами, запаянными в оргстекло, на которых кратенько рассказывается о связи известных русских литераторов с Уральском. И литераторов таковых немало, здесь отметились Крылов, Толстой, Даль, и другие.
Когда в конце 1773 года Е.Пугачёв во главе отряда повстанцев подступил к Яицкому городку и чачалась тяжёлая многомесячная осада цитадели Яицкой крепости – Михайло-Архангельского собора, помощником коменданта крепости был капитан А.П.Крылов, отец будущего баснописца. Именно из рассказов И.А.Крылова, лично видевшего закованного в кандалы мятежника, и вырос сюжет «Истории Пугачёва»
В 1862 году в гости к другу А.Д.Столыпину (эмоционально загибавшемуся в провинциальном городочке и от безысходности организовавшему общественную библиотеку, театр, типографию, войсковую больницу и несколько школ) ездил в Уральск Лев Толстой, а позже, на закате жизни, написал рассказ «За что?» о неудавшемся побеге из Уральска ссыльного Винцентия Мичурского.
Летом 1837 года, сопровождая царского наследника, будущего царя Александра II, в его образовательном турне по России, посетил Уральск Василий Жуковский. Специально для их увеселения было организовано «багрение» рыбы, а освящённый Его Императорскими Руками багор сейчас экспонируется в историко-краеведческом музее.
Чиновником для особых поручений в Оренбурге долгое время служил лексикограф Владимир Даль; он близко сошёлся с Александром Пушкиным и сопровождал его в поездках по местам пугачёвской славы, частенько выступая в роли экскурсовода.
Десять лет в Уральске прожил Тарас Шевченко, будучи сослан за участие в Кирилло-Мефодиевском обществе: хотя содействие императорской семьи и позволило выкупить ему вольную и закончить художественную школу, сделанного Тарас Григорьевич не ценил, и часто позволял себе вольности как в поэзии, так и в прозе, и даже в изобразительном искусстве. За что и поплатился десятилетней ссылкой в глухую глушь в чине рядового, с запретом писать и рисовать.
В ХХ веке в Уральске «отметились» Константин Федин, Всеволод Иванов, Алексей Толстой, Аркадий Гайдар, М Шолохов. Плюс каким-то образом затесался татарский писатель и поэт Габдулла Тукай.

Ну а самым интересным музеем города мне показался народный музей «Старый Уральск» – самый атмосферный и самый насыщенный из всех музеев. Его инаковость понимаешь уже с вестибюля, когда вместо оплаты входного билета в кассу ты просто кидаешь монетку в огромный старый казан – сам оцениваешь, сколько готов потратить.
Очень интересна история создания музея: в 2003 году на базе книжного магазина была открыта частная краеведческая выставка «Старый Уральскъ», которую составили экспонаты из частных собраний четырёх уральских краеведов-любителей. Первоначально выставка была запланирована на десять дней, но популярность её оказалась такой, что её продлили: сначала на десять дней, потом ещё на десять дней, потом на месяц… в общем, значительно пополнившись и расширившись, выставка функционирует и по сей день.
Помещение выставки стало ещё и местом собраний казаков яицкого (т.е. уральского) казачьего войска, клубом по интересам для коллекционеров и любителей старины, литературным клубом, и вообще центром социального притяжения. У уральцев сложилась практика отдавать какие-то личные, фамильные вещи на экспонирование в музее – на время, или навсегда. Также в музее проводятся презентации работ местных художников, встречи, посвящённые юбилеям деятелей культуры.
В музее экспонируется большое количество фотографий и открыток с видами старого Уральска (временной промежуток – конец 1870-х – конец 1950-х годов), предметов крестьянского и рыболовецкого быта, предметов одежды того времени, аксессуаров, наград, икон, монет и бумажных денег. В отдельных витринах выставлены археологические находки: керамика, орудия труда, монеты из закопанных кладов. Собрана большая коллекция дореволюционной краеведческой литературы, старопечатных книг. Есть также экспонаты, посвящённые Великой Отечественной войне: фронтовые письма, награды, осколки снарядов.
Музею не хватает системности, академичности, но он берёт другим – отношением и вложенной в коллекции душой.
Подводя итоги, Уральск вряд ли заслуживает пристального изучения, но в качестве остановки на день или два по пути откуда-то и куда-то – почему бы и нет?
Комментарии [1]
24 февраля 2019, 20:04 , Венера
Мы тоже там были! Хороший город! Только пыльный очень!