Санкт-Петербург — город граффити и сувениров
12 сентября 2010, 20:49 , , Города и страны , Можно прочесть за 16 минут
Возможность пожить недельку в Санкт-Петербурге, особенно подвернувшаяся совершенно внезапно и неожиданно, относится к тем редким вероятностям, упускать которые просто нельзя. Вот так и получилось, что только приехав из похода и не успев отдохнуть в родном пыльном Саратове, и даже сполна насладиться великими достижениями цивилизации вроде горячего душа и мягкой постели, я рванул в город на Неве.
В Петербурге я уже был, последний раз после одиннадцатого класса — то есть почти ровно четыре года назад — и в общем-то все основные достопримечательности посмотрел… и потому искренне радовался, что можно просто наслаждаться пребыванием в красивом городе, а не носиться сломя голову по всяким эрмитажам и русским музеям .
Честно говоря, городу удалось меня удивить. Я его запомнил немножко другим — более красивым, что ли… и людей, машин и рисунков краской на стенах было определённо меньше. Разве что тротуары остались в памяти такими же узкими.
Толпы людей на улицах, огромные толпы в метро, очереди на остановках и в магазинах… я не помню, чтобы где-нибудь в Саратове мне приходилось так внимательно следить, чтобы не столкнуться с идущими навстречу. Часов пик я старался по возможности избегать, и настоящей толпы, судя по всему, не видел, но попадать в неё мне уже заранее не хочется.
О метро хочется сказать особо. Лето — удачная пора для того, чтобы провести капитальный ремонт эскалаторов, в связи с чем многие станции работали по довольно интересному расписанию (вроде того, что с 8 до 12 часов она работает только на вход, а с 16 до 20 попасть в неё можно только отстояв огромную очередь). Коренные питерцы-то в курсе, а вот гостям города временами бывало неудобно.
Ещё можно сказать о длинных эскалаторах, на которых поднимаешься (или спускаешься) по несколько минут, запутанных переходах со станции на станцию, благодаря которым выходишь зачастую совсем не там, где намеревался, и об электронной системе магнитных проездных карточек (в кои-то веки сделали что-то полезное и убрали эти бесконечные жетоны!). Правда, срок действия у карточек ограничен… но мне это было неактуально.
Множество автомобилей, в основном иномарок, довольно часто стоящих в пробке. Кстати, почти постоянные пробки — один из больших недостатков города, компенсирующийся (да и то едва ли полностью) только действующим метро. Особенно мне нравится отношение питерцев к парковке: три ряда машин (два на проезжей части и один на тротуаре) аккурат под знаком «остановка запрещена» — это в порядке вещей . Про отсутствие культуры уважения к пешеходам (вроде того, чтобы пропустить человека на нерегулируемой «зебре») я уж и не говорю…
Граффити на стенах домов, причём не только в проулках или на каких-то мелких улочках, нет — на Невском, на Лиговском проспектах, на Гороховой улице, на набережных, в общем, в самом центре, везде на стенах — рисунки краской. Традиционно бездарные, и ощутимо портящие вид города.
И первые этажи домов (на главных улицах практически полностью, на остальных — пятьдесят на пятьдесят) заняты какими-нибудь магазинами. Больше всего сувенирных магазинчиков (ассортимент почти везде одинаков, хотя в паре мест попадаются оригинальные вещи) и кафешек/ресторанов; а третье место почему-то занимают магазины по продаже сумок. Сезон, что ли такой?
Есть и весьма оригинальные заведения. Такие, как, например, вот этот бар, стилизованный под «советский буфет для иностранцев, в витрине которого лежит инструкция, как следует пить русскую водку. Я надеюсь, от её чтения вы получите столько же удовольствия, сколько получил я .
Вот, в общем-то и всё, что я могу сказать о городе в целом. Теперь подробнее о частностях.
Не могу сказать, что был волен изучать достопримечательности нашей северной столицы все двадцать четыре часа в сутки (надо же когда-то спать и бриться!), но побывать мне удалось довольно во многих местах.
И начал я с Петропавловской крепости:
Первоначально именовавшаяся «Занхт-Питер-Бурх» (Пётр Первый был большим оригиналом), она была заложена 16 мая 1703, и в её состав входит 6 бастионов, соединённых куртинами, 2 равелина, кронверк, три десятка палаток с сувенирами, «ботный домик» с кассами и деревянной лодкой внутри, порядка пяти тысяч туристов и не поддающееся учёту количество воробьёв и голубей.
Ведут в крепость два деревянных моста, на одном из которых я и сфотографировался; а сразу за мостами стоят ларёчки с сувенирами, в одном из которых я сразу же приобрёл замечательный сувенирный зонтик (то есть настоящий зонтик, только с картинками-видами Петербурга по полотну): ровно в тот самый день, когда я приехал, двухмесячная жара сменилась обычной (то есть мокрой) питерской погодой, и средства защиты от непогоды стали необходимы как никогда.
Сама крепость стоит на песчано-галечном острове, по пляжу которого я и прогулялся под дождиком: набрал замечательного жёлтого песочка в ботинки, и полюбовался из-за забора на выставку песчаных скульптур (которая в тот день почему-то не работала). Интересно, что пляж крепости — популярное место у молодожёнов: пока я гулял по нему, мимо прошли аж две свадьбы; на фотографии можно различить невесту и жениха под зонтиком рядом со стенами крепости.
Петропавловский собор — очень высокое сооружение (высота шпиля 122,5 метра), на которое лучше смотреть издали (и которое упорно не желает вмещаться целиком в объектив фотоаппарата ). Внутри же — много камня и позолоты (которая на снимках выходит зелёной), а также надгробные камни и усыпальницы русских царей и цариц. Любопытно, что сами тела лежат под полом собора, а большие каменные блоки — не что иное как надгробия. Он действующий, и в нём регулярно проводятся службы, а в задней части здание есть своеобразный музей-история семьи Романовых.
Кроме собора, в крепости есть так называемый Трубецкой бастион — крепость, на самом деле, никогда не использовалась по прямому назначению, зато тюрьма в ней была оборудована уже чуть ли не с закладки первого камня в фундамент.
В ней содержалось много узников, известных и не очень; лично для меня наибольший интерес представляли декабристы и революционеры. Камеры, кстати говоря, представляются достаточно комфортабельными, даже на современный взгляд. В тюрьме были собственные часовня и библиотека, устроенные в угловых камерах (самые холодные камеры — две их стены выходят на улицу). Стены камеры были обшиты дранкой и оклеены обоями; когда-то они были двойными — деревянная основа, войлок, опять дерево, чтобы помешать заключённым общаться друг с другом, но это не сильно помогало. Заключённые умудрялись перестукиваться даже между разными этажами казематов, что уж говорить о сидящих в смежных камерах… Для передачи посланий была разработана специальная азбука.
В дополнение к тюремной тематике, в крепости также проходит выставка средневековых орудий пытки: большинство новоделы, но есть и исторические экземпляры. Ничего особенно интересного, но для общего развития посетить можно. Интересно, что Пётр Первый, оказывается, вводил такое наказание за пьянство, как неснимаемый «почётный» орден (весом не менее 1 пуда, т.е. 16 килограммов). Впрочем, судя по всему, результатов он не добился.
Собственно, больше я экспозиций-выставок в крепости не посещал.
Можно пару слов и о гребной базе на Крестовском острове сказать. Красивая, современная, ворота в эллингах на электроподъёмниках, с внешними пультами управления; канал километра два всего, правда, и байдарочники и каноисты его с академистами делят, зато вдоль него проходит асфальтированная дорожка: типа пешеходно-велосипедная, но принадлежащая базе, судейским можно на машинке кататься, а не поднимать волну на катере каждый раз.
Стоит также упомянуть и о музее «Лошадиная сила» (объединённый музей раритетных автомобилей и клинкового оружия) рядом со Спасом-на-крови. В целом, приятный музейчик, много интересных машинок, а на одном из экспонатов — армейском мотоцикле времён Второй мировой — даже разрешили посидеть .
Кроме раритетных машинок там есть луноход (если верить табличке с описанием — один из «земных» экспериментальных образцов, так что, может быть, даже действующий) и достаточно большое количество клинкового оружия: от мечей правосудия XVI века (с клинком XIV века) до новоделов из различных металлических материалов с претензией на высокое искусство (вроде того злобного монстрика, как будто созданного для передачи «битвы роботов» на Discovery).
Спас-на-крови, редкой красоты храм, наполовину был в лесах, и пришлось постараться, чтобы найти хороший ракурс. Внутрь не заходил, не захотелось стоять в огромной очереди, зато прогулялся по площади-микрорынку недалеко от храма: судя по всему, он ориентирован на иностранцев — много матрёшек, шапок-ушанок с красными звёздами, нагрудных значков и тому подобной дешёвой фигни. Которую, тем не менее, достаточно активно раскупают.
Марсово поле, на котором по случаю коронации императора Николая II задавили около полутора тысяч человек, решило не церемониться и порадовало проливным дождём, так что пришлось быстренько бежать от Вечного огня (зажжённого в 1957 году, первого в России, между прочим), и прятаться в углу площадки под ёлками. Вообще, питерская погода радовала сыростью и холодом: один дождь в сутки и никак не меньше; пусть не очень долгий, но зато очень сильный.
К Авроре я ходил три раза: в первый раз я пришёл слишком поздно, и она оказалась уже закрыта; во второй был вообще выходной день; и только с третьего раза удалось-таки попасть внутрь. Любопытно, что это самый дешёвый (после военно-медицинского) музей в Санкт-Петербурге: вход вообще бесплатный .
Большой и красивый военный корабль, водоизмещением 6 731 тонну, длиной 126,8 метра, шириной 16,8 метра, осадкой 6,4 метра, максимальной скоростью хода 20 узлов, вооружённая восемью 152-миллиметровыми орудиями и экипажем 570 человек. Говорить о нём я могу много и долго, о том, как крейсер строился, участвовал в учебных и не только походах, отличился в Цусимском сражении, произвёл тот самый выстрел по Зимнему дворцу и бил немцев во время Великой Отечественной… но, право, лучше съездить и посмотреть самому.
Внутри перекрытия убраны и организован музей истории крейсера — картины, чертежи, флаги, личные вещи моряков, и многое другое. К сожалению, не получилось попасть на экскурсию в машинное отделение и посмотреть на паровые машины, но и без этого корабль понравился.
Дом-музей Пушкина оказался довольно большим зданием, основную часть которого занимают служебные помещения музея, архива и исследовательского центра, А во дворе установлен памятник Александру Сергеевичу. Сам музей невелик, и там, откровенно говоря, смотреть особенно не на что: из вещей, принадлежавших поэту, сохранились более-менее целыми только кабинет и библиотека, и то потому, что его друзья после смерти взяли себе часть предметов обстановки. Остались черновики и рукописи, некоторые личные предметы Натальи Николаевны и детей, и, в общем-то, всё. Остальные комнаты скудно обставлены предметами «того времени», и в общем-то всё.
Интересно, только побывав в этой квартире, понимаешь, как на самом деле был беден Пушкин (по сравнению с другими дворянами).
Эрмитаж, он же Зимний дворец. На него я потратил один день, и за это время удалось обойти только часть второго этажа — ту, в которой находятся картины средневековых мастеров. Пейзажисты, маринисты, портретисты, и прочая, и прочая; мне в основном были интересны пейзажи, городские виды и портреты в одежде того времени.
Разрекламированный «Рыцарский зал» — полная фигня; несколько доспехов на конях и с копьями ещё не делают выставку репрезентативной; хотя пофотографироваться с ними можно.
Выставка швейцарских витражей оказалась интересной — оказывается, у швейцарцев была традиция по любому случаю, в честь и память о любом сколь-нибудь значимом событии из жизни делать витражи (небольшие; несколько десятков сантиметров в диаметре, вставлявшихся, судя по всему, во внутренние двери): по поводу свадьбы, вступления в должность, рождения ребёнка, et cetera, et cetera, et cetera.
А выставка работ Пикассо, тоже очень разрекламированная и удивительно многолюдная даже для Эрмитажа (по залам с которой я случайно прошёл на выходе), ожидаемо разочаровала: я вообще не понимаю, как можно увлекаться и хвалить такое. Из всей коллекции понравился только один экспонат: стул. Он выглядит так, как будто его нагрели, он потёк, а потом застыл, и сидеть на нём естественно невозможно, но я хотя бы сразу понял, что это такое ∧_∧.
Кстати, в саду на крыше Эрмитажа теперь растут не цветы, а овощи — восстановлен огород, устроенный работниками музея во время блокады.
Военно-медицинский музей: впервые узнал о его существовании, случайно наткнувшись на карте, и сразу же загорелся его посетить. Не могу сказать, что жалею об этом… но и чего-то сверхинтересного не увидел: обычная историческая выставка. Наборы инструментов, фельдшерские сумки, переносные рентгеновские аппараты начала века (из тех, что устанавливались, например, на «Авроре»), чертежи госпиталей… и много чего ещё. Также есть выставка из Афганистана и Чечни: фотографии, оружие, пули и осколки.
Самый необычный экспонат — дублёная человеческая кожа: была там одна витрина, посвящённая концлагерям фашистской Германии. Нацистов нужно стрелять.
Из медучреждений я случайно прошёл мимо одного из корпусов ВМА (ну ладно, ладно, не совсем случайно ), и удачно сфоткался с памятником Боткину на фоне чьей-то классной машины: интересно, это тачка препода или студента?Ну а фотка с Лениным получилась действительно случайно: я просто не мог пройти мимо ∧_∧.
Чижик-пыжик, высота 11 сантиметров, вес — около 5 килограммов. Его похищали около семи раз (на момент написания статьи), но каждый раз усилиями граждан и доблестной милиции чижик возвращался на место . А недалеко от него — вот такой вот речной светофорчик: движение по рекам и каналам Санкт-Петербурга действительно весьма оживлённое.
На Фонтанке водку пил.
Выпил рюмку, выпил две —
Закружилось в голове.
Исаакиевский собор. Большой и массивный. Первое здание-музей, в котором я познакомился с автоматическими штрих-кодовыми турникетами: покупаешь в кассе билет, прикладываешь его штрих-кодом к считывающему устройству на турникете, и проходишь дальше. Красивые росписи (кажется, не ошибся в термине?) внутри, и неплохой вид снаружи. Когда поднимаешься на колоннаду (около двухсот ступенек по узкой каменной винтовой лестнице), открывается вид на площадь (с памятником), порт (множество кранов вдали), цветы (сверху очень даже ничего смотрятся) и много чего ещё; а в это время из динамиков звучит рассказ-экскурсия (типа «посмотрите налево, посмотрите направо».
Любопытно, что — в отличие от многих зданий Петербурга — на соборе всего один след от одного шального немецкого снаряда: во время Великой Отечественно войны немцы использовали его как ориентир для артиллерии и, соответственно, колошматили всё вокруг кроме него.
Петергоф и окружающие территории. Окружающие — это все те дворцы, что располагаются вдоль дороги, и которые недавно начали реставрировать. В их числе путинский дворец, константиновский, парковый комплекс «Александрия», Марли, Бенуа, фермерский дворец, и прочая, и прочая. Они все построены на такой вот террасе, спускающейся прямо к морю, и вид, прямо скажем, замечательный.
А сам Петергоф… во дворец попасть не получилось, только прогуляться по парку: Самсон, большой каскад, фонтаны поменьше, пирс, от которого отходят «ракеты» и «метеоры», уточки, которых здесь даже больше, чем везде… красиво и интересно. Единственно что, — холодно: пронизывающий ветер с моря не способствует комфортной прогулке.
Зоологический музей. Огроменное здание, когда-то бывшее кунсткамерой, а потом отделившееся в самостоятельный объект. И потрясающие воображение фонды. Даже в открытой экспозиции выставлено столько, что для внимательного изучения каждого зала (а они большие!), или даже хотя бы на то, чтобы прочитать все название животных и описания к ним, потребуется как минимум день. Я традиционно люблю биологию и зоологию (первая прочитанная «взрослая» книжка — «Три билета до Эдвенчер» Джеральда Даррелла, ага ), и был буквально в восторге. Больше всего понравились коллекция мамонтов и скелет синего кита. выставленный в холле здания.
Экспозиция внутри было много и разных. В том числе, два зала отведены рыцарскому антуражу: доспехи, мечи, компья, алебарды, протазаны, пистоли, карабины, арбалеты, пищали… и — в отличие от Эрмитажа — здесь действительно хорошая экспозиция. Единственное что, в зале была реклама книги об экспонатах, и я хотел её купить… а когда пришёл в магазин, оказалось, что это двухтомник, и каждый том стоит по 3,5 тыщи. Я люблю оружие, но всё-таки не настолько .
Впрочем, мне разрешили подержать в руках настоящий меч, так что можно сказать, что я почти не разочарован .
Кроме рыцарского зала, были выставки про калашникова («Калашников: человек и пулемёт»; много модификаций автомата разных годов выпуска), Кутузова (переведённая из его дома-музея в Болеславце в Польше), подборка цитат из «Василия Тёркина» и подходящих картинок и экспонатов, выставка детского рисунка, посвящённого Второй Мировой войне, а также водолазная выстака, на которой я практически не был.
Один из самых любопытных экспонатов (наряду с пушками, стрелявшими дисковыми снарядами, береговыми гаубицами, мортирными батареями на одном лафете, пушками-двустволками (стреляет одновременно двумя ядрами, соединёнными цепью), и всякими звукометрическими станциями) — локализатор взрыва: это такая штука, которая ставится сверху на предполагаемое взрывное устройство и гасит взрывную волну. Тот экземпляр, что на картинке, теоретически способен локализовать взрыв до пяти килограмм тротила.
Ну и под конец, я не могу не сказать о прекрасных посиделках дома у Leonardo и Kassia, со мной и Pomor в гостях, сопровождавшихся весёлым разговором и многочасовой игрой в «Ужас Аркхэма».
Ну и в заключение… оказывается, очень даже ничего приезжать в Питер в конце туристического сезона: народу мало, а все интересные летние музейные коллекции ещё есть .
Резюме: мне понравилось!
Комментарии [4]
6 октября 2010, 11:36 , Anesthesia
О, вот я и увидела в действии Ужас Аркхейма… =)))
Эх, Питер…
Гм, собсно, эта же фотка у меня в контакте выложена ;-).
15 октября 2010, 23:40 , Евгения
Я тоже в рыцарском зале запечатлелась...
9 октября 2011, 11:37 , Людмила
Ещё больше захотелось побывать в Питере))