Моя маленькая персональная страничка в большом-пребольшом интернете :)  

Байдарка, Волга и приключения

8 августа 2015, 11:45 , , , Можно прочесть за 11 минут

Поход близится к концу, так что можно и расслабиться, поболтав ножками в водичке!У меня давно была задумка сплавиться на байдарке по какой-нибудь милой речке. Но всегда что-нибудь мешало и не складывалось. А в этот раз удачно совпали все компоненты — свободное время, компания и, собственно, сама байдарка, и это был шанс, который было нельзя упустить.

Правда, при реализации задумки в жизнь последняя внесла свои коррективы.

Первое, с чем мы столкнулись — оказывается, не так уж просто проложить рабочий маршрут и при этом уложиться в отведённое время. Помимо Волги у нас в Саратовской области есть две достойные реки — Медведица и Хопёр. В общем-то, они располагаются не так уж и далеко, в пределах двух-пяти часов езды, но есть один маленький и важный нюанс: подобрать маршрут таким образом, чтобы было одинаково удобно добираться до места старта и обратно от места финиша, невозможно. Либо ты с удобствами добираешь «туда» и потом пытаешься уложиться в отведённое время (автобус «оттуда» ходит всего два раза в день, и оба рейса — в первой половине), либо, наоборот, ты продумываешь заброску «туда» на такси или каком-нибудь очень хорошем друге, зато обратно к твоим услугам куча электричек, ходящих каждый час.

Второй важный нюанс — «сойти с дистанции» можно только в строго определённых точках, в тех местах, где на реке стоят более-менее крупные города, между которыми от 50 до 120 километров пути по воде. А между ними у тебя, опять же, оказывается богатый выбор: либо искать какой-нибудь транспорт из местных, либо пешочком на своих двоих до ближайшего крупного населённого пункта. А это не так легко: двухместная байдарка весит около 30 килограмм, и столько же — рюкзак с вещами на двоих.

Медведица? Хопёр? Волга? Муки выбора маршрута.   Трек байдарочного похода по Медведице в окрестностях города Петровска.

В конечном итоге, после долгих прений, обсуждений и активного интернет-поиска, был выбран маршрут Петровск-Аткарск: примерно 105 километров по Медведице за 4 дня. И вот суровым и жарким пятничным утром мы вместе с нашими огромными рюкзаками забрались в автобус и отправились в славный город Петровск. Результаты этого демарша можно увидеть на картинке: красная линия — маршрут по городу до реки, зелёная — собственно водная часть, а синяя — часть от места высадки до трассы. Впрочем, обо всём по порядку.

Виды Петровска.После небольшой прогулки по городу мы добрались до маленького местного пляжика, на котором и начали увлекательный процесс сборки байдарки. Что касается самого Петровска, он оказался вполне приличным маленьким городочком, достаточно ухоженным, и даже с какой-то промышленностью — по пути попалась проходная завода автозапчастей. По городу ходят маршрутки, однако основной транспорт, судя по всему, — велосипед. На великах там разъезжают все: дети, взрослые, бабушки, дедушки, у кого-то новый скоростной, кто-то на обычном советском «туристе», но почти у всех на раму или на руль приделаны корзинки — видимо, для вещей. Магазинчики, правда, странные — в том, который оказался по пути, всё было в одном экземпляре: одна пятилитровая канистра с питьевой водой, одна порция йогурта, и вообще всё в единственном экземпляре кроме водки и пива — выбор напитков был, скажем так, немалый.

А сама речка оказалась мелкой: там, где мы плыли на байдарке, местные купались по колено в воде, а самое глубокое место им было по пояс. Грести оказалось относительно легко, причём мои навыки, оставшиеся со спортивной байдарки, скорее мешали, чем помогали; а грести с разворотом весла оказалось вообще наглухо неудобно. Затор преодоления препятствий напомнили рафтинг — под мостами, как правило, русло загромождено бетонными плитами (то ли специально, то просто оставшимися от строительства), и приходилось проявлять чудеса ловкости, чтобы не порвать байдарку.

Впрочем, где-то мы, судя по всему, не углядели, и пришлось высаживаться на берег и латать прореху. Высадка произошла на территории городского парка — я в первый раз увидел хоккейную коробку с деревянным забором и деревянной же сценой. Клей в аптечке, как оказалось, был весь использован, и пришлось отправляться на поиски, которые успешно завершились в ближайшем хозяйственном магазине.

Увлекательный процесс сборки байдарки. С поминанием такой-то матери занимает часа два.   Чинимся на берегу петровского городского парка.   Типичный пейзаж: водичка, кувшинки, водоросли. Шириной реки не обольщайтесь: глубина тут была примерно по колено.

Но на этом наша удача и закончилась. Дальше речка стала шире и глубже, зато на ней появились плотины — поваленные деревья, следы весеннего половодья, и просто заросли. Когда я планировал поход, я никак не думал, что в итоге мне придётся сидеть на носу в коленно-локтевой позе и пилить под водой какое-то бревно. Где-то пропилить удавалось, где-то приходилось перетаскивать лодку поверх препятствий, и всё это для того, чтобы в конце наткнуться на густые-прегустые заросли крапивы, растущие прямо из воды. Причём то, что они из крапивы, ещё полбеды — они были такими плотными, что провести через них лодку не получалось. Пришлось опять высаживаться на берег и искать обходные пути.

Я героически пропиливаю путь вперёд.   А вот в эти крапивные заросли соваться мы побоялись.

Последнее, впрочем, не удалось: вблизи удобного спуска к воде не было, а тащить байдарку за три километра до следующего изгиба петли реки было признано нецелесообразным. Перед нами в полный рост встал вопрос, что делать дальше: пытаться героически преодолевать трудности, или же позорно сдаться.

В активе было горячее желание завершить поход.

В пассиве — время шестой час вечера, шесть пройденных километров из запланированных ста пяти, на которые у нас ушёл почти весь световой день, непроходимые заросли крапивы и тотальное отсутствие каких-либо гарантий, что дальше будет удобнее.

В общем, мы решили двигаться обратно, и дальше судьбу уже не испытывать, а просто поплавать по Волге.

Сборка байдарки, несколько километров пути до трассы на Пензу (мы, как самые умные, решили срезать и половину пути продирались сквозь какие-то заросли), а потом ещё несколько часов ожидания автобуса. Которого, кстати, так и не дождались — единственный автобус Пенза-Саратов не остановился, а больше других и не было. Что ж, пришлось устраивать скромный ужин прямо на обочине, а потом спускаться в низинку и ставить палатку прямо возле трассы, за лесополосой.

Пикник на обочине.   Просто красивое вечернее небо.

К слову сказать, на следующее утро автобус поймать тоже удалось не сразу: остановился только третий, газелька Петровск-Саратов. Погода, разумеется, испортилась, в пути несколько раз принимался идти дождь, да и в самом Саратове оказалось не слишком ясно. Впрочем, реализации «плана Б» погода помешать не смогла: добравшись до микропляжика рядом с мостом через Волгу, мы в очередной раз собрали байдарку, снова запаслись питьевой водой и отчалили. Сначала была задумка отправиться на нижние острова, но проливной дождь и ветер внесли свои коррективы: почти сразу пришлось поворачивать, и сначала приставать к пляжу (по техническим причинам — настраивали рулевое управление), а потом грести против течения и против ветра до первого попавшегося подходящего островочка.

В конце концов, усталые и мокрые, но довольные тем, что хоть что-то получилось так как хотелось, мы пристали к маленькому пляжику. Вытащили байдарку на сушу, поставили и закрепили ветровыми растяжками палатку, и занялись костром. С дровами на островах полный швах: места отдыха, судя по всему, популярные, и обобранные до последней сухой веточки. Спасибо хоть мусор в пакеты складывают (хотя, в общем-то, могли бы и с собой брать). Что-то удалось найти, что-то спилить той самой ручной пилой, но вообще говоря, видимо, имеет смысл в такие походы брать с собой как минимум дрова/уголь, а как максимум — портативную газовую горелку.

Маленький пляжик, к которому мы пристали.   Палатка, на всякий случай привязанная от ветра.  
Какие-то дрова приходилось добывать вот так.   Где-то вдалеке стеной идёт дождь...  
Варим суп из подручных средств.   Вечерняя партия в манчкин.  

Следующий день был солнечным, но сильно ветреным. Причём ветер дул и гнал волну по течению, а мы упорно и бескомпромиссно выгребали против него: всё выше, и дальше, и сильнее. Вода была неспокойная (даже под дождём волнение было меньше), средняя высота волн 20-30 см, самые большие, пожалуй, и до полуметра, лодку периодически захлёстывало, особенно доставалось мне как впередисидящему, но зато было чертовски весело! Надо сказать, что «ладога», с её надувными бортами, оказывается, очень хорошо держит волну: качается, но не переворачивается.

Отдыхаем на островочке на полпути между старым мостом и новым.Здесь стоит отметить, что гребля, по сути, очень медитативный вид отдыха: ты гребёшь, гребёшь, гребёшь… чувствуешь, что уже слегка подзагрёбся — а цель не сказать чтобы приблизилась. Зато остаётся очень много времени на созерцание красивых окружающих видов: мы в подробностях рассмотрели все пляжи, турбазы правого берега Волги от старого моста до Усть-Курдюма, а также не по разу обменялись мнениями об отдыхающих на них девчонках.

Второй гребной день закончился на ещё одном островке, на котором до нас, судя по всему, долгое время жили рыбаки, и от которых остались ямы для содержания рыбы. Снова палатка, костерок, питательный супчик, пара запечённых в костре картофелин, а после заката — быстро-быстро в палатку и закрывать окна и двери. Острова это какой-то невероятный рассадник комаров: если днём жить ещё можно, и подвергнуть себя кровососущим атакам получится, разве что забравшись глубоко в кусты и пять минут в них посидев, то после захода солнца весь этот зоопарк массово вылетает на охоту. Бывает, вечером ты хочешь вылезти из палатки, тянешься открыть сетку, замечаешь, что с другой стороны сидит штук пятнадцать этих мелких тварей, и твоё желание быстро купируется.

Ну а на третий день мы просто медленно и расслабленно гребли домой. Ветра не было вовсе, облаков тоже — где-то на горизонте бродили какие-то тучки, но до нас так ни одна и не добралась, солнце жарило так что я сгорел аж через футболку, ну а мы сами тихо и спокойно передвигались от одного пляжика до другого, пока наконец не вернулись в точку старта под мостом.

Вот и всё, конец путешествия...Ну а потом была сборка байдарки, помывка её от зелёных водорослей, и в самом конце — милый знакомый дом.

Всего за три дня мы прошли 49,3 километра; время в движении почти 9 часов, средняя скорость в движении 5,6 км/ч, максимальная скорость — 11,9 км/ч (разогнались, когда увидели подходящий пляжик на второй день пути). Файл трека.

В общем и целом получилось весело и интересно. Однако ярко себя проявил ряд моментов, которые как-то не приходили в голову до путешествия:

1. Байдарка это длительное развлечение, на одни только выходные выбираться смысла нет. Минимум нужно дня на три-четыре, а лучше на недельку и больше. Тут дело как в том, что не успеваешь отдохнуть (да и сборка-разборка-протирка-просушка байдарки занимают время), так и в том, что, выбравшись куда-то, очень трудно вернуться с половины маршрута: или ты гребёшь до конца, или имеешь сразу несколько сложнорешаемых проблем.

2. Выдвигаться приходится по улиточному принципу: всё своё беру с собой. Грузоподъёмность байдарки большая, однако до воды её ведь надо тащить на своих двоих, что накладывает определённые ограничения. А поскольку байдарка вмещает всего двух (трёх) человек, соответственно, нет возможности разделить нагрузку на всех.

С другой стороны, питьевую воду (из расчёта 2,5 литра на человека в сутки) и большую часть еды можно закупать прямо на месте.

Трек похода на байдарке по Волге в окрестностях Саратова.3. На заплывы по большой воде нужно озаботиться своей маленькой горелкой и газом — иногда поиск дров превращается в тот ещё квест.

4. Спрей от комаров (рабочий, а не тот, что достался мне) и крем от загара должны входить в обязательный комплект.

5. Ну и наконец, многое барахло из того, что мы тащили с собой в этот раз, можно было или кардинально облегчить, или попросту выкинуть!

А в остальном, байдарка это классно! Кто ещё не пробовал — рекомендую! Класс!


Комментарии [11]

8 августа 2015, 13:52 , Юрий

Еду из Нижнего, с Волги, с байдарочного похода. Буду в норм сети непременно схожу по ссылке )

8 августа 2015, 16:12 , Александр

Это первый опыт, там больше про впечатления от самого процесса, чем интересного чего-то)

8 августа 2015, 17:48 , Майк

Я после 11 класса по Хопру с одноклассниками ходил. Для начала, на 2 дня ошиблись с расчетом дистанции :) Но вообще забавно, если бы не необходимость на себе таскать вещи и байдарку то при обносах порогов, то просто так :)

8 августа 2015, 17:53 , Майк

Да, а играть в манчкин вдвоем – это грязное извращение!

9 августа 2015, 10:58 , Юрий

Александр, мы воду в дорогу кипятим утром, а не покупаем. Средство от комаров вещь первостепенная. Но всегда обходились без горелок. Но мы подальше от людей уходим. Играли в цитадели, зельеварение. Были всего 11 дней на воде, но по течению, а не против

9 августа 2015, 16:34 , Вита

Здорово написал! Напомнило тот самый поход в горы в 2010ом)

9 августа 2015, 20:59 , Александр

Вита, это ты ещё про пещеры не читала ;D надо всё-таки взять себя в руки и закончить статью =)

9 августа 2015, 20:59 , Александр

Юрий, одна из появившихся мыслей – что дней на воде должно быть много, где-то на неделю закладываться минимум. Но это перспектива на будущее, и на бОльшую компанию )

10 августа 2015, 08:03 , Станислав

а ты оказывается неплохо пишешь ))

16 августа 2015, 20:15 , Оксана

интересно!)

31 августа 2015, 09:49 , Михаил

Прям завидую! Вроде, почти две недели на Волге, надоесть должно, а вот фотку увидел, и обратно тянет :0)

Оставить комментарий

Кто я

Александр 'J-zef' Пятницын

Да, это я! :)



Кредо

Сожалеть о минувшем — поздно:
Рухнул мир, разорвав оковы.
Мне навстречу, подобны звёздам —
Золотые глаза дракона.

Мне не будет за это прощенья...
Но скажите, святые иконы,
Кто наполнил огнём священным
Золотые глаза дракона?

И подсуден теперь едва ли
Я земным и небесным законам:
Я — последний, кому сияли
Золотые глаза дракона.
Smart