Москва — суета сует...
14 октября 2013, 20:10 , , Города и страны , Можно прочесть за 5 минут
Москва, как много в этом звуке… пусть я провёл в огромной столице нашей необъятной родины всего неполный день, но мне и его более чем хватило. Могу сказать, что с последнего моего визита Москва особо не изменилась: всё тот же большой и суетливый город, в котором все куда-то спешат, и никому нет дела друг до друга.
С самого прибытия на вокзал город порадовал толкотнёй, хамством и длиннющими очередями — что интересно, устроенными в основном искусственно: три работающих окна камеры хранения из десяти, а также узкая рамка на входе никак не способствуют упрощению перемещения. Как говорится, в Москву ты едешь по работе, а в Санкт-Петербург по зову души. И если северная столица красивая и утончённая, то центральная — огромная, аляповатая, хамоватая и довольно безвкусная. И даже памятники отдают каким-то подхалимским душком.
А Кремль не производит никакого впечатления величия. Всё в каких-то строительных лесах, закрыто на замок, а в будке у ворот сидит охранник. Особенно доставляют переносные загородки-барьеры на площади перед Мавзолеем — ты туда не ходи, ты сюда ходи, а то мент подходить, штраф бумажка писать, совсем без денег останешься, да. Быт, который поглощает историю, и делает большое маленьким, редкое обыденным, а великое почти что смешным. И скворцы на лужайках перед Кремлём лишь оттеняют необратимость этого процесса.
И жалкой попыткой вырваться из бесконечно-удушающего круга бытия кажутся многочисленные московские церкви — старые и новоотстроенные, сверкающие евроремонтом и пластиковыми окнами и стыдливо прячущие растрескавшиеся стены. «Москва, златые купола…» и всё такое.
Есть в Москве много странного и поражающего воображение. Например, вот эти два то ли входа, то ли выхода из метро. Или не из метро. Во всяком случае, цель существования закрытой на ключ стеклянной будочки со знаками «движение пешеходов запрещено» на дверных створках, мне непонятна. И если она не для пешеходов, то для кого? Ну и вестибюль станции «Лубянка», закрытый аж с 12 октября 2009 года, тоже откровенно доставляет.
Много новых впечатлений от особенностей непрерывного московского строительства. В частности, подозреваю, об «экологических показателях объекта» нигде кроме Москвы при ремонте и реконструкции зданий не задумываются. А тут, при реконструкции какого-то задрипанного здания архива внешней политики Российской империи МИД России (это вообще что?), планируется пересадить 1 кустарник, вырубить 1 сухостойное дерево, а также что-то сделать с 64 кустами некоей «поросли», самостоятельно выросшей в «охранной зоне инженерных коммуникаций».
Отдельного упоминания заслуживают особенности московского транспорта. Про плотность движения, общее пренебрежение правилами и упорный отказ кого-либо пропускать — что коллег-водителей, что пешеходов на нерегулируемых перекрёстках — можно, наверное, и не упоминать. Про плотность парковки (яркий пример — пожарный выезд, заблокированный аж тремя автомобилями, одним внутри и двумя снаружи) тоже. А вот про особенности велопроката можно и нужно рассказать подробнее.
Смысл тут такой: по городу организована сеть велопарковок, на которых находится некоторое количество велосипедов. Купив специальную велокарту, ты эти велосипеды можешь брать и передвигаться на них от одной велопарковки до другой. Идея, наверное, интересная… но вот расценки ни велопрокат у них забавные. Такое впечатление, что окупить всё мероприятие они хотят за неделю, максимум — за две. По моим расчётам, передвигаться по городу на собственной машине выйдет существенно дешевле.
И это не говоря уже о том, что специальных велодорожек как таковых на улицах нет (во всяком случае, их нет на подавляющем большинстве улиц), и велосипедистам предлагается передвигаться либо по тротуарам, сбивая прохожих, либо по дорогам, создавая неудобства себе и автомобилистам.
Впрочем, есть в Москве и места, где прокат велосипедов, напротив, организован очень и очень к месту. Так, например, в огромном Парке культуры и отдыха им. Горького можно за сравнительно небольшие деньги взять в прокат велосипед и сполна насладиться скоростной прогулкой по его огромной территории. Велосипед, конечно, так себе — стандартный советский односкоростной образец, «турист», или как его там, — да и обилие больших и малых бордюров на территории не добавляет удобства, но в общем и целом идея здесь очень к месту. На то, чтобы не торопясь объехать весь парк по периметру, у меня ушло примерно полтора часа. А сам пункт проката расположился под крыльями «Бурана» — того самого, невостребованного советского шаттла.
Было интересно посмотреть и на современное парковое искусство: концептуальные скамейки для влюблённых, идеально подходящие для знакомства стеснительных людей — или ты ловишь партнёршу, или вы дружно скатываетесь с этого наклонного пуфика на асфальт и как-то само собой переходите к стадии обнимашек. Расположившаяся напротив парка выставка современной скульптуры тоже была достойна своего посещения. Не уверен, что я видел в скульптурах тот же смысл, который закладывал в них автор, и был ли он вообще, но в любом случае посмотреть на них было забавно.
Ну и последним ярким впечатлением стала социальная реклама в метро: «Полиция защитит вас от голубых!»