«Восходящее солнце»

19 июня 2018, 10:40 , , Александр Пятницын

Новая настольная игра про средневековую Японию «Восходящее солнце» (Rising Sun) появилась в нашей компании ещё с месяц назад, но до обзора на неё руки дошли только сейчас.

Действие игры разворачивается в полумифические времена перманентной гражданской войны, когда некогда богатые провинции обеднели и пришли в упадок, древние традиции чести оказались забыты, а боги, уставшие от кровопролития, спустились в наш мир и объявили правителям священных кланов (немало офигевшим от такого поворота событий, полагаю) о начале Большой Игры. Три сезона дали боги на то, чтобы объединить Японию под единым руководство и ступить на дорогу, ведущую к процветанию.

Интересно, что цель игры – не захват и удержание провинций, а, так сказать, контроль над ними в нужный момент времени. А победителем станет тот, кто войдёт в легенды, заработав больше всего победных очков – а получить их можно очень разными, иногда весьма экзотическими способами. Так, например, очки можно получить за самоубийство собственных воинов, за сложение песен об итогах битвы, за взятие заложников, или же за обладание несколькими «памятными медальками», полученными за контроль над провинциями на конец раунда.

Игра предполагает стратегии сам-за-себя и все-против-лидера, но оставляет возможности для развитой дипломатии: в ходе игры можно передавать друг другу ресурсы, договариваться о совершении каких-то совместных действий или разграничении сфер влияния, а также в начале каждого хода можно заключить формальный союз с другим кланом, дающий весьма существенные преимущества каждому из находящихся в союзе игроков.

Начинается игра с выбора клана, каждый из которых имеет свои уникальные особенности, определяющие весь стиль игры в дальнейшем. Один может похвастаться подвижным крепостями, построенными на спинах гигантских черепах, другой может на крыльях ветра перемещать войска в любую часть карты, третий обращает деньги в наёмников-ронинов (причём в буквальном смысле: одна монетка равноценна одному отряду наёмников, принимающих участие в битве), четвёртому все особые карты достаются по минимальной цене, пятый может отдавать приказы по своему усмотрению… в общем, способности разнообразны и ни разу не повторяются. И, насколько можно судить из трёх проведённых игр, достаточно сбалансированы: нет какого-то явного клана-лидера, любую способность можно законтрить или нивелировать её влияние на игру.

У каждого клана есть стартовое значение Чести, играющее важную роль: в разных спорных ситуациях преимущество имеет игрок, находящийся выше по Чести, а за первое и последнее место на треке в ряде ситуаций можно получить неплохие бонусы. Честь можно увеличить, заставив своих воинов совершить самоубийство, или уменьшить, предав своего формального союзника.

Также в начале игры выбираются четверо богов, наблюдающих за ходом борьбы за Японию, и дающих бонусы своим самым преданным (сумевшим направить на поклонение наибольшее количество монахов) клиентам.

Игровое поле «Восходящего солнца» (Rising Sun).   Финальная битва Дома Черепахи.

Каждый раунд (время года) состоит из семи ходов-приказов, разделённых по принципу 3-2-2; по завершении каждого блока приказов можно воззвать к богам и получить соответствующие бонусы.

Ходят игроки по порядку, в первый раунд – согласно положению на треке Чести (как указано в правилах, даже рассаживаться вокруг стола нужно в соответствующем порядке), а в последующие – просто по часовой стрелке. В свой ход каждый игрок может взять четыре верхних приказа из стопки приказов, задействовать один из них, и положить оставшиеся на место. (У одного из кланов есть способность задействовать любой нужный ему приказ, независимо от того, что есть в наличии). Каждый приказ состоит из двух частей: первую часть выполняют все, а вторую – только игрок, озвучивший приказ, и его формальный союзник.

Приказы могут быть следующие:

  • Маршировать. Войска передвигаются по карте, через одну границу либо по морскому пути. Активный игрок (и его союзник, если таковой имеется) также может построить новую крепость (место найма новых воинов) в любом регионе.
  • Тренировать. Каждый может купить по одной карте способностей (возможность призвать на свою сторону Они – местного монстра, денежные бонусы при начале битвы, дополнительные ронины-наёмники, дополнительные победные очки при выполнении каких-то условий, и т.п.) Активный игрок делает покупки со скидкой в одну монету.
  • Собирать. Каждый получает по одной монетке. Активный игрок получает бонусы от каждой контролируемой территории (контроль над провинцией держит игрок с максимальной военной силой в ней; в спорных ситуациях верх одерживает игрок, имеющий больше Чести). Бонусами могут быть дополнительные монеты, ронины или победные очки.
  • Вербовать. Каждая крепость производит по одному юниту, активный игрок дополнительно может призвать ещё один отряд. Воинов всего четыре вида: обычные буси, религиозные синто, единственный и неповторимый военачальник даймё, и ужасные Они.
  • Предать. Приносит пользу только активному игроку, и позволяет заменить две любые фигурки двух разных игроков на поле на аналогичные фигурки из своего резерва. Если игрок до этого состоял в союзе, он разрывает его с потерей собственной Чести.

Приказы вербовать и маршировать позволяют отправить одного или нескольких синто на поклонение тому или иному богу, с надеждой получить соответствующие плюшки.

По завершении всех мирских приказов и ритуальных поклонений, наступает фаза борьбы за влияние, прямая проекция высказывания «война есть та же дипломатия, только иными средствами». Интересно, что ценность имеет не любая провинция: в начале раунда боги случайным образом озвучивают «целевые» регионы, обладание которыми приносит памятную медальку и победные очки.

Дом Стрекозы вступает в фазу войны.   Они Душ могуч и силён... внешне, но в бою стоит ровно столько же, сколько и обычный буси.   Синто сражаются между собой за расположение богини. Розовые задавили всех массой.

Боёвка реализована очень интересно, в виде своеобразного аукциона. Есть три вида ресурсов (войска, деньги и ронины) и пять последовательных фаз: каждый из участвующих в сражении игроков делает ставку на каждую из фаз – кладёт нужное количество монеток на соответствующий раздел игровой таблички. Каждая из фаз обсчитывается отдельно. Побеждает сделавший наибольшую ставку, а при равенстве – имеющий больше Чести.

  • Сэппуку. Победивший игрок может убить все свои фигурки в оспариваемом регионе, и за каждое из этих ритуальных самоубийств получает по одному победному очку и поднимается на одно деление по треку Чести.
  • Взятие в заложники. Победиший игрок может забрать из региона фигурку любого другого игрока, отобрать у него одно победное очко и перед началом следующего раунда получить одну дополнительную монетку.
  • Найм ронинов. Победивший игрок может добавить к своей военной силе имеющихся у него ронинов.
  • Исход битвы. Фаза без акуциона. Игроки сравнивают свои военные силы, и тот, у кого войск (ронинов и прочих преимуществ) оказалось больше, объявляется победителем сражения и получает памятную медальку – жетон с названием региона.
  • Поэмы павшим. Неважно, кто победил, а кто проиграл. Истинная победа достаётся павшим, в чью честь сложены поэмы. Победивший в этом аукционе игрок получает по одному победному очку за каждую из убитых в битве фигурок.

Интересно, что если потраченные на аукционе деньги проигравших игроков уходят в общий резерв безвозвратно, то победитель должен разделить всю сумму между проигравшими. Что делает битвы весьма увлекательным занятием.

По завершении всех трёх раундов проводится подсчёт очков, и победитель получает расположение богов и власть над всей Японией – не военную, но так сказать культурно-духовную.

Трём Они тесно на таком маленьком клочке суши.   Миниатюры в естественной среде обитания.

В общем и целом, игрушка мне понравилась очень сильно: интересная, сбалансированная, весёлая, не слишком долгая (от трёх до четырёх часов на партию), оставляющая достаточно места как для стратегических планов и интеллектуальных расчётов, так и для случая и слепой удачи. Игра очень вариативная, и в ней нет какой-то единственной выигрышной стратегии: каждый стремится к победе своим путём. А ещё она очень классно, с любовью сделана; особенно издателю удались миниатюры. Единственное, играть в неё нужно всё-таки чётным числом игроков: союзы дают слишком большое игровое преимущество.


Комментарии [1]

  1. 19 июня 2018, 16:16 , Майк

    Спустя два месяца ты все-таки успел первым :) Я уже почти собрался на днях что-то про нее написать :)

Оставить комментарий

Кто я

Александр 'J-zef' Пятницын

Да, это я! :)


Категории


Кредо

Сожалеть о минувшем — поздно:
Рухнул мир, разорвав оковы.
Мне навстречу, подобны звёздам —
Золотые глаза дракона.

Мне не будет за это прощенья...
Но скажите, святые иконы,
Кто наполнил огнём священным
Золотые глаза дракона?

И подсуден теперь едва ли
Я земным и небесным законам:
Я — последний, кому сияли
Золотые глаза дракона.
Smart