Моя маленькая персональная страничка в большом-пребольшом интернете :)

Пещеры Загедана 2.0

5 октября 2016, 20:54 , , , Можно прочесть за 14 минут

Два года назад я уже лазил в пещерах Загедан-Урупского плато, получив при этом массу удовольствия и новых ярких впечатлений. Поэтому, когда наша спелеосекция собралась на ещё один выезд, думал недолго и согласился сразу. В отличие от прошлого выезда, когда мы по возможности занимались исследовательской работой, этот сразу позиционировался как отдых и развлечение: просто провести две недели в горах, отдохнуть от суеты цивилизации и полазить в своё удовольствие. Получилось не совсем как задумывалось, но цель отдохнуть всё-таки была выполнена и даже, пожалуй, перевыполнена.

Начался маршрут стандартно: поезд на Армавир, оттуда на автобусах до Усть-Лабинска и Курджиново, а потом заброска на старом полноприводном военном «камазе» до самого подъёма на перевал.

Последний рубеж, до которого можно доехать на машине. Дальше только пешком.   Традиционная групповая фоточка в начале пути.

Погода с самого первого дня продемонстрировала, почему в горах сезон заканчивается в первых числах августа, встретив нас мелким противным дождём. И дальше весь срок пребывания находила, чем нас огорчить: если не дождь, значит сильный дождь, если не сильный дождь, значит снег, если не снег, то уж как минимум туман-то точно будет, да такой, что мимо соседней палатки пройдёшь и не заметишь! И лишь в последний день, когда мы сбрасывались вниз в цивилизацию, она подразнила нас солнышком и теплом. В общем, с погодой не подфартило.

Заброска оказалась не слишком тяжёлой: дорога была известной, рюкзаки почти лёгкими (поход сразу задумывался как лайтовый, а один из участников сразу сказал, что под землю даже и не полезет, поэтому брали всего 3,5 комплекта снаряги на шестерых), компания весёлой… но приключения нас не минули.

С самого начала подъёма один из участников начал отставать, и чем выше, тем сильнее, и чтобы не ждать его по часу на станции и не сбивать себе темп, было принято решение выбираться на перевал кто как может в своём темпе — благо все уже по этому маршруту ходили и куда двигаться себе представляли. Закончилось это тем, что где-то под седловиной перевала собрались пятеро вымотавшихся спелеологов… а отстающий шестой куда-то исчез, и его не было видно ни через полчаса, ни через час ожидания. Как выяснилось позже, он встретил какого-то местного чабана, спросил у него дорогу, и тот его отправил на соседний перевал. Но это мы узнали потом, а тогда единственное, что нам оставалось делать — поставить палатку на ближайшей доступной зелёной подушке, и отправляться цепью прочёсывать склоны горы в направлении его предполагаемого движения.

Палатку поставить удалось не без приключений: мы очень тщательно выбирали место для неё, и когда собрали внешний тент, очень удивились: прямо по центру находился огромный, вросший в землю камень. Благо колышками закрепить ещё не успели, и перенести её проблемы не составило. А вскоре после установки второй палатки нашлась и потеряшка: где-то на соседнем склоне проявилось маленькое красное пятнышко, которое при более близком рассмотрении оказалось чехлом от его рюкзака. Ну а дальше докричаться до отставшего и собраться вместе было просто делом времени и сорванного голоса.

Собравшись и оценив оставшиеся силы и время до заката, ночевать решили прямо на месте; и то, сколько времени мы спускались до родника, а потом поднимались от него обратно с водичкой, убедило нас в правильности этого решения.

Две палатки на перевале.   Кто поставил камень внутри палатки???   На фоне гор :)

Наш лагерь.Переночевав на склоне, утром мы двинулись дальше и без каких-либо проблем добрались до места стоянки — на этот раз мы встали ближе к «Подснежнику», практически рядом с его главным входом. Место популярное, и потому неплохо оборудованное: места под палатки расчищены и выровнены практически до идеала, а в ручеёк от ближайшего ледника встроен концентратор из пластиковой бутылки, существенно упрощающий процесс набирания воды. Недалеко от места лагеря было озеро, в котором можно было искупаться (если вам нравится купаться на четвереньках при температуре воды что-то около пяти градусов), а также куча камней, на которых было удобно сушить вещи и снаряжение (об эффективности сушки можно судить по прикреплённым фотографиям).

Водяной концентратор. Сделан, что интересно, из пивной бутылки.   И было лето, и был туман... мы сушились как могли.

Единственной пещерой, по которой мы полазили в этом выезде, оказался «Подснежник». В прошлом выезде он послужил в качестве своего рода ознакомительной, «демонстрационной» пещеры, на примере которой новичков типа меня учили передвигаться под землёй и работать со снарягой. Сейчас же, поскольку мы никуда не торопились, по нему удалось полазить побольше, посмотрев практически все его части, доступные без специального снаряжения.

Спуск в пещеру.   А это - на выходе, уставший и довольный.   Внутри было как-то так.

Пещера очень красивая и интересная. Интересная прежде всего тем, что простая: после спуска (который, в принципе, при желании спокойно проходится свободным лазанием — как вверх, так и вниз, и верёвка нужна скорее для страховки на случай срыва), и одних горизонтальных перил (которые также выполняют больше страховочную функцию), практически вся пещера спокойно проходится пешком. Что мы и сделали, за два спуска облазив все достойные интереса отнорки.

«Глиняный зал с глыбами», или, по-другому, «унитазная пещера» — довольно большой зальчик с интересными натёчными образованиями: не знаю, как образовывались эти массивные цилиндрические сталактиты, но смотрятся они… монументально.

«Снежный осьминог» к концу лета немножко подтаял (и перестал напоминать осьминога), но по-прежнему впечатлял своими размерами. К тому же, покататься с него на попе, подурачиться и покидаться снежками было чертовски весело.

Подтаявшая, но всё ещё гигантская осмьиножка.   Схема Загеданской системы им. А.В.Алексеева.   В зале с глыбами.

«Лёшин ход» понравился своей простотой и протяжённостью: по ощущениям, он тянется больше чем на километр, чередуя участки с красивыми сталактитами/сталагмитами и завалы из камней, через которые необходимо перебираться.

Примерно так же выглядела и «Тропа нормальных героев».

А больше других нам понравился «Сырный ход»: этот участок горы изъеден ходами, как дырками в сыре: отверстия открываются слева, справа, сверху, снизу… со всех сторон. Ползёшь ты такой по этому ходу, ползёшь, и вдруг понимаешь, что ход заканчивается отверстием, и ты наблюдаешь уже пройденный участок из какой-нибудь дырки в потолке. В «Сырном ходе» очень актуально было запоминать дорогу и выставлять турики — по размерам он не очень большой, но заблудиться в нём проще простого.

Строго говоря, «Подснежник» — всего лишь часть обширной системы карстовых пещер им. А.В.Алексеева, но в какие-либо другие пещеры мы в этом выезде не спускались.

Ещё сталактиты и сталагмиты.   Ледяные занавески.   Подземный коралл.
Подземные слоники.   И другие натёчные формы.

В один из дней, порадовавший с утра хорошей погодой, было принято решение вместо спуска под землю погулять по окрестностям и полюбоваться видами: взобравшись на перевал, мы дошли по гребню до самой высокой его точки, а затем по осыпи спустились вниз к красивым голубым озёрам. Водичка в озёрах ледникового происхождения горячей не бывает никогда, а тут, учитывая их глубину и пасмурную погоду, была откровенно ледяной; что, впрочем, не помешало некоторым из нас совершить краткий заплыв, подняв своё ЧСВ на недосягаемую высоту Улыбайтесь! Вам идёт! :).

Голубые озёра.   Вид с гребня.
На гребне.   Над облаками.
Чего только не сделаешь ради хорошей фоточки!   Озёра просто удивительно красивы.

Полюбовавшись красотами окружающих гор, отдохнув на камешках и попив водички из истекающих из озёр водопадиков, мы засобирались обратно. Было два варианта движения: либо подниматься обратно на перевал и вниз к лагерю, уже известным маршрутом, либо попробовать траверсировать склон горы, обогнуть её и выйти к лагерю с другой стороны. Вы уже догадались, какой из вариантов был выбран? Улыбайтесь! Вам идёт! :)

Туман и незнакомая дорога... а не пойти ли нам в него?   А не залезть ли нам в этот кулуар?

У нас был телефон с GPS, с закачанными в него топографическими картами местности, но — сюрприз! — никто не додумался заранее снять координаты базового лагеря, так что направление движения определялось с точностью плюс-минус прямой угол. Интереса ситуации добавлял туман (чуть ниже водопадиков начинался плотный облачный слой, полностью скрывающий окружающий рельеф), сквозь который было видно только ближайшие склоны, и всё, что ожидало нас на нашем трудном пути, каждый раз становилось сюрпризом.

Первый километр пути был пройден легко и без каких-либо проблем (стандартная горная замануха, когда сначала всё идёт нормально, а потом внезапно начинается жопа, и возвращаться назад уже не вариант). Изначально мы планировали просто обогнуть гору по склону, без потери высоты, и потом спуститься к базовому лагерю, но первый же встреченный кулуарчик показал полнейшую несостоятельность этих планов. Крутизна склона резко возросла, началась осыпь, и пришлось спускаться вниз, по этому осыпному кулуару — причём, учитывая крутизну склона и осыпь, путь этот был в один конец: выбраться в случае чего обратно стало бы довольно большой проблемой.

Дальше было ещё интереснее. Один кулуар сменялся другим, крутизна склона неуклонно повышалась, мокрый туман пробирался под одежду… но самая жесть началась, когда мы добрались до зарослей рододендронов. Передвигаться на этом склоне можно было, только придерживаясь за что-нибудь руками, в данном случае — за стебли этих кустарников. Одновременно они выполняли и функцию страховки: когда ноги начинали скользить на мокрых листьях, надежда была только на руки, вцепившиеся в жёсткие стебли.

После рододендронов начался участок с малиной, сильно замедливший наше и без того небыстрое передвижение: перекусов мы с собой непредусмотрительно не взяли, а время уже откровенно клонилось к вечеру.

В конце концов мы практически спустились в долину, чуть ли не до самой реки, где склон выполаживался, и получалось нормально передвигаться — собственно, предложение спуститься вниз звучало ещё в самом начале, и в середине, но мы не искали лёгких путей, и мужественно траверсировали 40-45-градусные склоны.

Под вечер туман немножко развеялся, и стали видны ближайшие вершины — по ним удалось сориентироваться и выйти наконец к базовому лагерю. Ну а когда дорога стала знакомой даже сквозь туман, стало понятно, что приключение наконец закончилось, и холодная ночёвка нам не грозит.

Закончился этот эксперимент благополучно и без последствий, но впечатлений была получена масса: даже широко известный в узких кругах Станислав не заводил меня в такие ебеня, по которым мы тогда пробирались.

После осмотра «Подснежника», мы переместились поближе к другим пещерам, чуть выше места стоянки в прошлый раз. И сразу же разделились на две группы: тех, кто любит помокрее (серо-оранжевая палатка в низинке) и тех, кто любит поветренее (серо-зелёная палатка на холмике). Никого не сдуло и не смыло, но местоположение палатки стало любимым способом подначить другую группу.

Вы любите, когда мокро, или когда ветрено?   Загораем...

В планах также было осмотреть пещеру «Медея» (говорят, очень красивая и интересная), но планы в реальность не воплотились: искомую пещеру мы так и не нашли. Да и вообще, в первый день испортившаяся погода ледяной пургой согнала нас с гребня вниз, начисто отбив охоту к продолжению изысканий (да и опасно скакать по камням в дождь, плавно переходящий в мокрый снег). Вторая попытка была столь же неудачна: следуя имеющимся описаниям, мы осмотрели все потенциальные дырки на гребне, в некоторые из них даже залезли, но искомого входа так и не нашли: все доступные входы оказывались маленькими, заваленными, затопленными, или просто неинтересными.

Очередной кажущийся перспективным лазик.   Ну это-то уж точно должна быть Медея!

Помыкавшись в полном обмундировании по склонам и признав наконец своё поражение, с горя мы решили просто погулять по горам. Погода, как всегда, не благоволила, поэтому яркое синее утреннее небо к полудню превратилось в густой туман, существенно ограничивший видимость. Что, впрочем, не помешало нам залезть на самую высокую в округе гору (Уруп, если не ошибаюсь), сфотографироваться с невесть когда поставленным на ней геодезическим знаком, и раскопать пирамидку с запиской группы альпинистов, взбиравшихся на вершину в 201… каком-то году.

Переход вдоль скальной стенки.   Скалы...   Советский геодезический знак.

В последние дни в горах наконец-то распогодилось, но толку с этого было мало: разве что удалось устроить традиционную «выставку-просушку» снаряжения на ближайшем камне и нормально его высушить на жарком солнышке.

Традиционная выставка-просушка снаряжения.   Последний вечер в горах...

Учитывая, что торопиться мы никуда не торопились, спуск занял два дня: встали, посушили, пожгли по мере сил мусор, ближе к обеду собрались и не торопясь спустились с перевала, заночевав в уже опробованном месте перехода автомобильной части маршрута в пешеходную, а на следующий день так же не торопясь спустились вниз, до места встречи с водителем камаза. Развлекались по пути как могли; например — искупались в бурной горной речке, некоторые — даже в одежде (а что, удобно: одновременно и помывка, и стирка… а если день солнечный, то одновременно ещё и сушка).

Когда лень, помывку и стирку можно совместить.   Осень, овечьи стада затопляют дороги...

Следующий день был посвящён знакомству с Армавиром: очень симпатичный маленький, очень-очень зелёный малоэтажный городочек с длинной-предлинной историей. В городе сконцентрировалось большое количество разнообразных учебных заведений, и, соответственно, большое количество молодёжи, что делает его несколько похожим на Саратов. Интересно, что в городе установлено много деревянных скульптур: похоже, где-то в нём живёт профессиональный резчик по дереву, потому что вырезаны они талантливо и красиво.

В город мы приехали аккурат в день проведения федерального дня физической культуры и спорта, так что попали ещё и на культурно-массовые мероприятия: больше всего запомнилось рекламно-показательное выступление девчонок-тренеров из какого-то фитнес-клуба, и программа клуба собаководов (особенно эффектно смотрелся номер «задержи нарушителя»).

Церковь в Армавире.   Детский парк, объединённый с Парком Победы.
Парковые аллеи и фонтаны.   Вид на центральную городскую площадь.
Деревянные скульптуры.   Не менее деревянные овечки.
Вечноживой указующий путь.   В городском парке.

Ну а потом был традиционный поезд до Саратова, и возвращение к унылому рабочему существованию.

Он достиг просветления!Впрочем, в отличие от обычных возвращений, это было с «изюминкой». Горы по-разному влияют на людей: кого-то они восхищают, кого-то утомляют, кого-то заставляют задуматься о бренности всего сущего… а на одного из нас они повлияли вообще уникально: человек внезапно осознал, что ему кровь из носу требуется научиться играть на флейте. И, купив инструмент в армавирской музыкальной лавке, почти весь обратный путь чувак учился музицировать. А чтобы никому не мешать и не возбуждать ни в ком тёмных желаний и маний, устроился в вагонном тамбуре. Смотрелось это ну очень интересно, а ближе к Саратову даже начало почти получаться Класс!.

Подводя итоги…

…не могу сказать, что выезд совсем не задался, но я ожидал большего. Два дня исследования пещер, и две дневные прогулки по горам за две недели — всё-таки это немного не то, чего я ждал. Частично это было связано с погодой, частично — с изначальной установкой других участников выезда, которые ехали просто отдохнуть от городской суеты.

Впрочем, если отвлечься от не оправдавшихся ожиданий… две недели в горах — это две недели в горах, проведённые за сном и игрой в «Гномов-вредителей» (очень симпатичную PvP-шную игрушку для весёлой компании, рекомендую!)

Удовольствие получено, а это главное!

А ещё, на основе снятого в ходе выезда видео, мы смонтировали ролик, который позже показали на фестивале спортивно-приключенческих фильмов. Он недлинный, но очень и очень весёлый Улыбайтесь! Вам идёт! :).