Моя маленькая персональная страничка в большом-пребольшом интернете :)  

Mass Effect. Обязанность сделать выбор

24 марта 2012, 04:31 , , , Можно прочесть за 8 минут

Что ж, вот и я прошёл игру… начитавшись разных отзывов, ждал действительно провальной концовки. Ожидания не оправдались: гениальной я бы её не назвал, но она вполне логично завершает цикл.

Внимание, ниже будет много спойлеров.

Всю игру (и в определённой степени всю серию) развивалась и разрабатывалась тема выбора — не бывает лёгких решений, не бывает решений без последствий. И никогда не бывает идеальных решений — всегда приходится чем-то жертвовать.

Ещё в первой части приходилось выбирать между Эшли и Кайденом — и каждый потом спрашивал у Шепарда, почему не он погиб геройской смертью, и Шепард отвечал, что это был его выбор как командира — и его ответственность.

И чем дальше — тем больше.

Отпустить азари-учёную с базы Сарена или убить? Во второй части будет такой же выбор. А в третьей она взорвёт себя и нескольких учёных из научного проекта.

Пожертвовать заложниками или отпустить террориста? В третьей части он станет командующим остатков сил батарианцев.

Дать рахни второй шанс или осуществить геноцид всей расы? В третьей части придётся воевать с её «модифицированными» детьми. А после войны — опять рахнийские войны? протеане использовали их в качестве биологического оружия, и в результате были вынуждены выжечь 200 планет.

My project. My cure. My responsibility.Вылечить генофаг и дать второй шанс уже кроганам, или обмануть их и убить старого друга? После войны придётся столкнуться или с невероятно злыми кроганами — которые из ненависти уж точно разрушат то, что осталось от галактики, или с угрозой бесконтрольного размножения кроганов и новыми войнами. А сцена с Мординым, имхо, сильнейшая за всю игру: My project. My cure. My responsibility.

Уничтожить гетов, или кварианцев, или помирить их? Опять выбор неоднозначен: будет уничтожена целая раса, погибнет один из близких друзей, а вся тяжесть последствий опять ляжет на плечи Шепарда.

Ну а в конце… в конце диалог с каким-то сверхразумом — возможно, с наследием какой-то древней цивилизации, возможно, с создателем вселенной, жизни и всего такого, возможно, с тем самым искусственным интеллектом в виде сферы Дайсона, который пытаются построить геты… за последний вариант, кстати, говорит тот факт, что Катализатор в финальном диалоге часто говорит «мы» вместо «я»… не суть важно — главное, с непредставимой силой. Которая пытается управлять галактикой в меру своего разумения.

Вообще, очень интересная концепция: хаос органической разумной жизни развивается в течение пятидесяти тысяч лет, а потом приходят неорганики-жнецы, и начинается жатва, в результате которой высокоразвитая органическая жизнь перестаёт существовать (зато освобождается место для других цивилизаций). Причём для облегчения, ускорения и стандартизации процесса по всей галактике у каждой звезды (10 миллиардов систем?) построены ретрансляторы: все разумные расы их рано или поздно находят и начинают пользоваться, добровольно ограничивая себя одной-единственной технологией. И все они вырастают на обломках погибших цивилизация: Земля поднялась из руин протеанского храма на Марсе, научный центр протеан на Илосе был построен на руинах цивилизации Innusanon… а потом продолжают существование в форме новых Жнецов. Всё предсказуемо, всё стандартно, всё предрешено. Органическая и неорганическая жизнь существует в своего рода равновесии. Ну или, по крайней мере, просто существуют.

Кстати, концепцию культивации разумной органической жизни с последующим её «сбором» (harvesting) я бы рассматривал шире, чем даётся в игре: регулярное уничтожение высокоразвитых (относительно) цивилизаций освобождает космос для новых, молодых. Для, скажем, ягов — чью планету жнецы намеренно не трогали во время текущей жатвы.

Возможно, это не лучший мир из возможных, но, во всяком случае, он имеет право на жизнь. И он существовал достаточно стабильно в течение многих миллионов лет.

До тех пор, пока не появился капитан Шепард.

Он символизирует собой всю человеческую расу — все цивилизации текущего цикла, их волю к жизни. Он создал Горн (Crucible) — устройство, которое позволит сделать новый выбор, определить новый вектор развития галактики. Он его активировал. И существующий порядок вещей дал трещину.

Как говорит сам Катализатор, Шепард — первый органик, добравшийся до финала, и с его появлением тот порядок, что был до него, утратил смысл. Катализатор не знает, что делать дальше, и предлагает решить судьбу галактики на ближайшие миллионы лет Шепарду — новому творцу. Дать галактике шанс начать всё сначала, всё переиграть, сделать всё лучше, чем было. Или хуже — тут уже как получится.

Вариантов всего три, и они, наверное, не те, из которых хотелось бы выбирать… но лучших предложений нет, равно как нет решений, которые бы устраивали все стороны.

1. Можно полностью уничтожить любую неорганическую жизнь. Жнецы, ретрансляторы, Цитадель, геты и сам Шепард (а также, видимо, все другие искусственные и виртуальные интеллекты, СЮЗИ (EDI), включая, возможно, также все космические корабли и механические устройства сложнее палки-копалки) будут уничтожены. Жизнь в галактике начнётся с чистого листа. Впрочем, поскольку технологии всех рас основаны на «эффекте массы» (mass effect), вполне вероятно, что дальше всё пойдёт по уже опробованной дорожке: постройках малых ретрансляторов, больших ретрансляторов, искусственных интеллектов по образу и подобию гетов, и в конце, наверное, второго Катализатора, который придумает свой способ ограничить противостояние органической и неорганической жизни — или, что гораздо более вероятно, повторит идеи своего предшественника.

2. Можно получить Жнецов под свой контроль. Шепард перейдёт в цифровую форму и то ли станет новым Катализатором, то ли станет одним целым с Катализатором — программой с правом решающего голоса. Спорный вариант, поскольку не до конца понятно, кто кого будет контролировать… и ещё менее понятно, что потом делать со Жнецами дальше. Как уже было сказано, my project, my cure, my responsibility. Вполне вероятно, что принципиально ничего не изменится: рано или поздно «самая страшная сила в галактике» будет вынуждена вмешаться в очередной конфликт органиков и неоргаников, и выступить на стороне либо одних, либо других, что выльется в нарушение равновесия сил… в войну галактического масштаба?

3. Можно воспользоваться сверхсилой Катализатора и «объединить» органическую и неорганическую жизнь. В отличие от предыдущих двух вариантов, этот — действительно новый. Пожалуй, тут уместно будет воспользоваться такой аналогией: в первых двух вариантах предлагалось заново расставить фигуры на шахматной доске — или даже отдать часть из них противнику. В последнем же варианте игроки откладывают шахматы в сторону и идут играть в футбол — игру, в которой совершенно другие правила, условия выигрыша и оптимальные для выигрыша способности игроков. Непонятно, что это будет за «синтетическая» ДНК, будут ли способны разумные существа полностью обходиться без эксплуатации друг друга (скажем, человек сможет управлять космическим кораблём напрямую без сколь-нибудь сложных или даже разумных приборов), что случится с неразумной жизнью… прецедентов, как говорится, нет — можно строить догадки.

Это не то, на что рассчитывал Шепард. Из этой ситуации нельзя выйти без потерь, без жертв, без последствий. Но жизнь не идеальна, и приходится выбирать из возможных вариантов. И чем выше ставки, тем тяжелее даётся решение. И нет такого решения, которое бы устроило всех. Остаётся только пытаться выбрать лучшее из возможных — руководствуясь разумом, совестью или сердцем.

В одном из интервью разработчики обмолвились, что они считают третий Mass Effect своей лучшей игрой. Я, пожалуй, соглашусь с ними: это, определённо, лучшая из игр, выпущенных компанией BioWare. Даже несмотря на зоопарк из трёх пидорасов, лесбиянки и ксенофила, собравшихся на одном очень маленьком корабле.

А ещё это, пожалуй, единственная известная мне достойная игра про войну. Единственная, в которой постоянно сталкиваешься с неизбежными на войне потерями — потерями протагониста и членов его команды, а не абстрактных крестьян и воинов.

Мемориальная доска на «Нормандии», пожалуй, одна из наиболее удачных находок BioWare.

Мемориальная доска на «Нормандии».

Комментарии

Оставить комментарий

Кто я

Александр 'J-zef' Пятницын

Да, это я! :)



Кредо

Сожалеть о минувшем — поздно:
Рухнул мир, разорвав оковы.
Мне навстречу, подобны звёздам —
Золотые глаза дракона.

Мне не будет за это прощенья...
Но скажите, святые иконы,
Кто наполнил огнём священным
Золотые глаза дракона?

И подсуден теперь едва ли
Я земным и небесным законам:
Я — последний, кому сияли
Золотые глаза дракона.
Smart